Слово 31. О Божественной литургии.

bez-imeni-12

Книга поучений «Златоуст».

В Субботу третьей недели поста, поучение святого отца нашего Григория Богослова о Божественной Литургии.

В первые времена собрались как-то святые отцы к Григорию Богослову и сказали ему: “Отче, расскажи нам о тайной, святой и Божественной Литургии”. И отвечал святой Григорий и сказал им: «Послушайте святые отцы, да скажу Вам, что есть святая, божественная литургия и как честна она пред Богом», и начал говорить об этом так.

Когда войдет иерей в церковь, и облачится в ризы, и войдет в малый алтарь и там вынимает святой агнец, и просфиромисает, и, взяв кадило, сказывает: «О предложенных дарех Господу помолимся», — тогда слышал я голос с небес говорящий: «Принесите Богу в жертву сердца ваши», — и тогда видел я как ангел Господень сошел с небес и стал в дверях церковных у входа в храм. А когда услышите, как скажет иерей: «Благослови Владыко», — тогда стойте все со страхом Божиим.  Когда начнут петь первый антифон, благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему Вышнии, тогда слышал я как ангелы говорили людям: «Ублажитесь все и укрепитесь, и со страхом стойте в церкви Божией». А когда начали петь второй антифон, Господь воцарися и в лепотуся облече, тогда услышал я ангела, воспевшего дивным голосом: «Радуйтесь и веселитесь все верные, ибо Христос Бог наш царствует во веки, дьявол уже связан и зло трепещет!». И когда начали петь третий антифон, приидите возрадуемся Господеви, и воскликнем Богу спасителю нашему, тогда видел я как ангел укреплял всех предстоящих в Церкви Духом Святым. А когда пойдет иерей на выход с Евангелием, и говорят: «Приидите поклонимся и припадем Христу», — тогда сходит с небес ангел Господень на святителя, и взяв его за руку вводит ко святому Престолу во святой алтарь. Войдя в алтарь полагает святитель святое Евангелие на святом Престоле, а тот же ангел укрепляет его и говорит ему: «Блюди себя и будь внимателен предстоя пред страшным Престолом Божиим».

И когда подойдет время прокимна, тогда возглашает архангел Михаил: «Премудрость!», — а Гавриил возглашает: «Вонмем!», — а Сам Христос говорит: «Мир всем». Тогда в мире и в страхе Божием, не говоря друг другу ни единого слова, стойте в Церкви со страхом Божиим. Тогда никто пусть не помысли зла в сердце своем, ни друг на друга, ни брат на брата, но все в единодушии стойте в Церкви, ибо Сам Господь мир Свой даровал вам. И когда начнут читать Апостол, услышьте, как святой апостол Павел учит Вас: «познайтеся пред Богом». И когда начнут петь аллилуйя, тогда сходит с Небес Сын Божий, чтобы принестись в жертву ради спасения уверовавших в Него. И когда начнут читать святое Евангелие, со всяким вниманием и усердием, слушайте, отцы честные и христолюбивые братия, чему учит Вас Господь наш Исус Христос. И когда говорит святитель: «елико оглашеннии изыдите», — тогда видел я беса, стоящего в дверях Церковных, в зубах имеющего острый как стрелу язык, и очи его как уголья горящие, злобно взирающие на людей. И страшно скрежетал он зубами своими на предстоящих в Церкви правоверных христиан. И когда скажет святитель: «да никто от оглашенных, но елико вернии…», — тогда видел я как ангел сошел с Небес, взял беса, стоящего в дверях, и ввергнул его в вечный огонь. И сказал ему ангел: «Как смеешь ты стоять здесь окаянный, одежды брачной не имеющий?».

И когда начнут петь, иже херувими тайно образующе, и Животворящей Троице трисвятую песнь приносяще, всяку ныне житейскую отвержем печаль, яко Царя всех подъемлюще, ангелськими невидимо дароносима чинми, тогда стойте в страхе Божием, приклонив лица на землю, и молитесь к Господу каждый о грехах своих. Ибо тогда и сами ангелы, и архангелы, и херувимы, и серафимы, не могущие взирать на свет Божества, вместе с иереем невидимо крыльями лица свои закрывают. И тогда видел я как церковный кров стал словно небо отверстое, и молитвы всех, будто светлые молнии, восходили до небес. Когда же приступит святитель, чтобы перекрестить Святые Дары и совершить перенос, тогда услышал я ангела, говорившего к Богу: «Отче Святый, пошли ангела Твоего, наставляющего на Божественную службу», — и тут же увидел я двух ангелов, грядущих с Небес.

И когда начали петь иже херувими…, тогда видел я как два ангела сошли с небес, и крыльями своими осенили иерея, а святителя понесли к жертвеннику, говоря: «Блюди себя, будь внимателен, служа Святым Божественным Тайнам». И когда скажет иерей: «Станем добре, станем со страхом», — ибо воистину страшно то, чему далее надлежит быть, и затем продолжив скажет: «Победную песнь поюще, и взывающе, и глаголюще», — тогда видел я покров церковный отверст и небо открывшееся, и пламень огненный грядущий, и в пламени множество ангелов, а за ангелами лики добровидные, их же красоты невозможно передать, и слова их как огонь горящий. И стали огненные ангелы вокруг Престола в алтаре, и шестокрилатые ангелы также стали вокруг Престола, а посреди них увидел я молодое дитя, и пламень огненный охватил иерея. Когда пришло время говорить Отче наш иже еси на небесех, тогда слышал я ангела говорящего: «Отцы благой веры, если кто в субботу был с женой, явно или в сонном мечтании, тот недостоин Пречистого Тела и Крови Господа нашего Исуса Христа».

И когда возгласил иерей: «Вонмем, святая святым», тогда видел я как ангел имеющий нож и дитя в руках своих, заклал его и излилась кровь его в чашу, а тело его, раздробляемое прелагалось в хлеб, и был хлеб сей ничто другое, как тело Господа нашего Исуса Христа. И сошлись достойные люди и причащались святых Тела и Крови Христовых, воистину во очищение грехов своих. И когда сказал диакон с миром изыдем, тогда увидел я Божественные силы возносящиеся, а с ними и приношения церковные, то есть Божественные Дары, на Небо восходящие. Все сие, возлюбленные братия, есть явление неведомой тайны, открытой нам, чтобы внимали мы себе, когда принимаем Божественные Тайны, а не употребляли их бессмысленно как скот. Ибо истинно Павел пишет говоря: «Аще кто недостоин яст и пиет, болий себе грех приемлет». Но нам, о возлюбленные братия, никак нельзя причащаться так, ибо не простые хлеб и вино вкушаем мы, но, воистину, Самое Тело и Кровь Христовы, грехи наши попаляющие, а души очищающие и освящающие. Итак, будем отныне приступать к Святому Причастию не прежде, чем тщательно очистившись от всякой скверны и злых помыслов. И так поступая, сподобимся и мы стать наследниками Небесного Царствия Господа нашего Исуса Христа, славя вместе Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком, аминь.