Подручник

подручник

                                  Подручник

Поклоны — в богослужении видимый знак почитания Господа, Божией Матери и всех святых Его. В старообрядческой молитвенной практике, как и в дораскольной русской Церкви, поклоны бывают трех видов. Вот как об этом говорится в дораскольной книге «Сын церковный» и в позднейшем Красном уставе: «На трое поклоны именуемы суть, от них же первый — обычный поклон, то есть до персей или пупа, и потом поклон средний, то есть в пояс, и третий поклон — большой, то есть в землю.

Егда же прилучится класти земные поклоны, то не бей главою своею в землю, и не стукай ею в мост (пол. — Авт.) церковный, или в дому такожде, но точию колени приклоняй и главу свою низко допущай, а в землю ея не притыкай, но на подручник полагай. А руки обе от сердца своего поведи вместе и клади их на подручник вежливо, а локтей своих не растопорщивай… такоже и поклоны творим, равно и купно вси поклоняемся, такожде и восстаем, зряще на настоятеля». Кроме описанного здесь земного поклона, который именуется великим, существуют еще метания, т.е. земные поклоны, выполняемые быстро, один за другим, что снимает требование о приклонении главы до самого подручника.

Подручник (от слов «под руки», «для рук») – это специально сшитый небольшой коврик (или тонкая подушечка) квадратной формы (размером 30-40 см.), с простым орнаментом православной символики, предназначенный для положения на него рук, книг и лестовки во время земных поклонов во избежание их загрязнения и/или осквернения.

Часто в разных храмах, после службы, прихожанам раздают на руки кусочки служебных просфор. Прихожане, как правило, берут их руками. Какие у них (у нас) руки после земных поклонов? А ведь служебная просфора – это часть жертвоприношения Богу, она является освящённым хлебом… Стоит ли брать её немытыми руками? Думаю, что многие скажут «нет».

Например, 41-е Апостольское правило гласит: «Все верные, мужчины и женщины, восстав утром ото сна, прежде чем приняться за какую-либо работу, пусть умоют свои руки и помолятся Богу и, таким образом, пусть приступают к своей работе.».

Гигиеническое назначение подручника кроме всего прочего, тесно переплетается с эстетическим аспектом. Гораздо приятнее видеть перед молящимся человеком специальное приспособление для поклонов, чем газетку либо пакетик.

Первоначально роль подручника, скорее всего, выполнял вдвое сложенный кусок льняного полотна. Поскольку средняя ширина вытыкаемого в старину полотна была примерно 30 см, то для этого брался лоскут длиной 60 см, и получался квадрат 30 х 30. Надо сказать, что и сейчас мы чаще всего пользуемся подручниками именно такого размера: 30 х 30 см, но также шьются подручники и большей величины (40 х 40 и даже 50 х 50). Как правило, лицевая сторона подручника сшита из небольших лоскутков ткани, и на первый взгляд (взгляд со стороны) можно подумать, что это просто изделие лоскутного шитья, как, например, в старину у нас шились лоскутные одеяла. Но это только внешнее сходство с техникой лоскутного шитья. У подручников все эти лоскутки имеют смысловое истолкование — прежде всего потому, что этот предмет является самым необходимым в старообрядческом богослужении (как домашнем, так и церковном, соборном).

Так какое же символическое значение имеют квадраты, прямоугольники и треугольники, из которых сшит подручник? В самом его центре – квадрат, который символизирует землю. К этому квадрату пришиваются поочерёдно 12 разновеликих треугольников (4 маленьких + 4 средних + 4 больших), которые символизируют 12 апостолов. К квадрату, получившемуся из 12 треугольников, по краям пришиваются 4 длинные полосы, символизирующие 4 Евангелия, а по углам – 4 небольшие квадрата (это символ четырёх евангелистов). Таким образом, на подручнике будто бы даже написано: «Во всю землю изыде вещания их, и в концы вселенныя глаголы их».

Так шьётся верхняя (лицевая) часть подручника, к которой пришивается низ, как правило, из тёмного и однотонного хлопчатобумажного полотна. Внутрь подручника кладётся и пристёгивается слой ватина, синтепона или плотный кусок ткани. В старину подручник набивали конским волосом и простёгивали. В одних районах расселения старообрядцев (Урал, Сибирь, Владимирская область) к одному из уголков подручника пришивается петелька, чтобы можно было подвесить его на гвоздик у икон, рядом с лестовкой. В других районах (чаще всего у безпоповцев) на верхней части подручника пришивается плоская ручка, чтобы удобно было его поднимать с пола. Интересно то, что в таком случае подручник называют дверью в Царство Небесное – именно так объясняют его предназначение детям: сколько раз человек сделает земных поклонов, настолько он приблизится к Царствию Небесному. Конечно, это образ, но образ яркий и запоминающийся, а именно так и следует обучать детей, чтобы сказанное старшими запоминалось ими на всю жизнь.