Любовь…
Воплотившись на земле от Пречистой Девы Богородицы Господь наш Исус Христос вместе со Своим воплощением явил миру новое, невиданное доселе превосходнейшее знание — богопознание. Ученики Его – святые апостолы, сопровождая Господа в земном странствии, слушая Его спасительные заповеди, смогли найти лишь одно слово, способное человеческим языком выразить сущность созерцаемого в земном облике Божества. Святые апостолы впервые провозгласили всей вселенной высочайшее откровение: «Бог есть любовь! (1Иоанн. 4:16). И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Иоанн. 4:16).
Любовь. Именно она по свидетельству Самого Господа есть совершенство, включающее в себя все заповеди. Законник некий, искушая Господа нашего Исуса Христа, «спросил, говоря: Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Исус сказал ему: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:35-40).
Спросим, кто есть любящий Господа всем сердцем? «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14:21), отвечает Христос во Святом Евангелии. И еще спросим, кто есть исполняющий заповеди Твои? «Любящий ближнего исполняет все заповеди», — следует ответ (Феофилакт Болгарский). Поразительная взаимосвязь! Божественная закономерность!
«Бога никто никогда не видел», — говорит апостол, — «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает» (1Иоанн. 4:12). Как важно сегодня помнить это, возлюбленные о Христе братия и сестры. Как важно нам видеть эту цель, к которой мы следуем. Ибо случается, что в житии христианском с течением времени вкрадывается некая холодность, теряется из виду причина наших деланий, цель наших добродетелей, которой является любовь к Богу и ближнему. Без любви все труды, все посты, молитвы и даже сверхъестественные подвиги наши тщетны. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто» (1Кор. 13:1-2).
Как же обнаруживается наша Любовь к ближнему? Она обнаруживается совершением дел любви к нему, равно как и отсутствие дел любви обнаруживает наше оскудевшее любовью к ближнему сердце.
Испытаем себя, возлюбленные о Христе братия и сестры. Рассмотрим дни нашей жизни и попытаемся найти среди них те, в которые были совершены добрые дела к ближним. Найдем ли дни, в которые совершили мы добрые дела ближнему? Найдем ли дни, в которые мы сотворили любовь?
Что значит это — сотворить любовь? Ответ на этот вопрос мы со всей точностью узнаем тогда, когда рассмотрим, позаимствовав у апостола, само определение любви. Позаимствовав у того, кто удостоился называться учеником и апостолом Воплощенного Божества, Воплощенной Истины, Воплощенной Любви. Что же есть любовь?
«Любовь долготерпит, милосердствует» (1Кор.13:4), — кротко отвечает апостол, а мы, возлюбленные о Христе братия и сестры, вспомним дни жизни нашей. Постараемся найти те из них, в которые проявили мы долготерпение, удержали в устах ответ на укоряющее нас слово, не воздали злом за зло: злословием за злословие, укором за укор, оскорблением за оскорбление, криком за крик. Вместе с этим постараемся найти в днях нашей жизни и те, которые освятились милосердием, неосуждением и всепрощением, милостыней, заботой о нищих, обездоленных, голодных и сиротах.
«Любовь не завидует», — продолжает апостол, а мы, возлюбленные, вспомним, были ли в жизни нашей дни, когда порадовались мы богатству ближнего, его успеху, процветанию? Когда искренне и от всего сердца желали мы ближнему благоденствия, несмотря на собственное, возможно, бедственное положение.
«Любовь не превозносится, не гордится», а так ли мы, возлюбленные? Не превозносимся ли над ближним в чем-либо? Не почитаем ли себя выше или успешнее наших ближних? Не гордимся ли чем-либо: благосостоянием, успехом в делах, знакомствами, известностью, достижениями? Были ли дни в жизни нашей, когда мы, думая о себе скромно и в простоте, служили нашим ближним, как самим себе без ропота и недовольства? Были ли в нашем земном пути дни, в которые мы с радостью и без смущения выполняли чью-то работу, хотя и не обязаны были этого делать?
«Любовь не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла», — продолжает апостол, а так ли мы, возлюбленные братия и сестры? Удерживали ли мы себя от совершения дел, могущих нанести хотя бы малый вред ближним? Не позволяли ли излиться яду раздражительности по отношению к кому-либо: родителей, жены или мужа, детей и всех вообще людей? Не позволяли ли гневу возобладать над нами и уничтожить в нас Богоподобие, которому столь свойственна кротость? Найдем ли в нашей жизни дни, в которые предпочли мы пользу ближнего своей пользе? Дни, в которые мы уступили успех дела другому? Дни, в которые пожертвовали собственным приобретением ради приобретения ближнего?
«Любовь не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». Вспомним, же, возлюбленные, вновь и вновь жизнь нашу. Найдем ли в ней, скоропроходящей дни, в которых мы, увидев ближнего поступающим не по правде и лукаво, не осудили его, удержались от обсуждения его проступка с чувством удовольствия и радости от того, что мы, естественно, не таковы, как он? Вспомним, были ли случаи в нашей жизни, когда прикрыли мы грех ближнего? Вспомним, были ли случаи, когда мы, заметив брата согрешившим, удержались от распространения об этом, похоронив молву во гробе своего молчания, не обсуждая грех ближнего нигде, в том числе и дома наедине с мужем или женой?
Все это дела любви.
Сколько обретем мы этих дел во днях земного странствия нашего, столько будет восполнена и мера любви нашей, мера сердец наших, мера приближения нашего к оной лествице возводящей от земли на небо, мера спасения нашего. И если обнаружим мы, возлюбленные о Христе братия, сестры и дорогие читатели, что весьма скудны дни странствия нашего земного на дела любви, то не отчаемся. Не вдадимся в уныние и расслабление, но приложим старание и постараемся сотворить ближнему хотя бы малое доброе дело в день. Сотворить ближнему хотя бы малую часть любви.
Оглянемся. Разыщем всех, кому мы можем послужить и сотворить хотя бы малую милость. Разыщем, как искали первые христиане. Разыщем наших друзей будущего века: нищих, алчущих, жаждущих, нагих, сирот и оставленных. Разыщем, пока есть у нас время простить всех обидевших нас. Разыщем всех, кого мы обидели и испросим у них прощения. Будем творить любовь везде и на всяком месте, возлюбленные о Христе братия и сестры, доколе есть у нас время, «не словом или языком, но делом и истиною» (1Ин.3:18), ибо без дел любви невозможно спастись — по слову сказавшего «не любящий брата пребывает в смерти» (1Ин.3:14).
Хотящему обрести истинную любовь к ближнему надлежит сперва подвизаться в исполнении дел любви, которые не всегда имеют сочувствие сердца, но часто могут исполняться с холодностью и принуждением, ибо нелегко терпеть ближних. Но вскоре, привычка к совершению добрых дел и труд в исполнении заповедей любви откроет вход и сердечному залогу. Стремящийся прилежно послужить брату или духовному отцу вначале, вероятнее всего, будет исполнять служение свое с сопротивлением воли, но если не остановится, то вскоре обнаружит, что нисходит на него теплота Духа. Вскоре делание его подкрепляется сердечным сочувствием и служение его уже совершается с радостью и по благодати взрастившей в нем любовь к ближнему.
Без понуждения себя на дела любви и милосердия в отношение ближних невозможно обрести любовь к ним. Не обретя любовь к ближним невозможно обрести любовь к Богу, ибо сказано: «не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» (1 Ин. 4:20)? Не стяжав сей двоякой любви — любви к Богу, происходящей от любви к ближнему, зря думает человек, что исполняет заповеди Господни, ибо «кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам» (1Ин.3:24) «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22-23). Не исполняющий же заповеди как надеется на спасение собственной души?
Итак, возлюбленные о Христе братия и сестры, поспешим же к ожидающим нас делам любви яко «елень на источники водныя» (Пс.41:1). В них наше спасение, ибо «что посеет человек, то и пожнет» (Гал.6:7). «Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать» (Гал.5:26). «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал.6:9-10), чтобы в день суда, когда предстанут обвинители — немилостивые и жестокие духи на осуждение душ наших на вечную смерть, мы с дерзновением могли ответить им: «Оставьте нас лукавые, ибо мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев» (1Ин.3:14).
Редакция «ВСП»