Исповедникам и причастникам. Вопросы для подготовки к исповеди.
Как правило, священники принимают на исповедь в каких-либо закрытых помещениях внутри стен храма (например, в Покровском храме на Рогожском — в приделах за главным иконостасом), ко входам в которые выстраиваются исповедники. Ожидая своей очереди войти к священнику, следует вести себя спокойно и благоговейно, проводя время в размышлении о своих грехах и во внимании к совершаемой в храме службе. Перед тем как непосредственно идти на исповедь, принято совершить три земных поклона перед образом Божиим с молитвой «Боже, милостив…», а затем без крестного знамения поклониться в землю стоящим в церкви людям со словами: «Простите Христа ради». Они же, кланяясь в пояс, отвечают: «Бог простит». Войдя к священнику, исповедующийся четырежды кланяется в землю перед Святым Евангелием и Честным Крестом, лежащими на аналое, с молитвами: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя (поклон), создавыи мя, Господи, помилуй мя (поклон), без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго (поклон)», «Приими мя, Господи, кающася, и помилуй мя» (поклон).
Напомним здесь очень важное действие исповедника во время самого исповедания грехов, в настоящее время почти полностью повсеместно забытое и неприменяемое. Вот его содержание: когда исповедник исповедует свои грехи или духовный отец его спрашивает о грехах, то, если есть соделанный грех, тогда исповедник на каждый грех кланяется в землю (без крестнаго знамения) святому Евангелию и Честному Кресту, в сердечном сокрушении обращаясь к духовному отцу со словами: «Грешен (или «грешна»), прости Христа ради, отче честный». Если же на какой вопрос нужно по правде ответить нет, т.е. не согрешил в том, тогда исповедник со смирением стоя отвечает: «Благодатиею Божиею сохранен(а)». Употребление этого обряда во время Исповеди усиливает действие Таинства Покаяния, привлекает благодать Божию на исповедника, что дает возможность ему чистосердечнее и полнее покаяться в своих грехах. А на будущее — после исповеди — получить больше решимости и силы противостоять греху. Духовным отцам необходимо обратить на это внимание и приложить пастырское усилие, чтобы возродить и утвердить доброе и спасительное для себя и своих духовных чад.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИСПОВЕДИ
1. Веруешь ли в Господа — Исуса Христа, Пресвятую Богородицу и святых Божиих?
2.Имеешь ли страх Божий? Ожидаешь ли Второе Пришествие Христово и Страшный Суд?
3.Помнишь ли о своих грехах, и о своем будущем ответе перед Богом?
4.Бывал ли раньше на исповеди (когда и где, кто был раньше духовным отцом)?
5.Какую имеешь епитимию (молитвенное правило) от духовного отца?
6.Исполняешь ли ежедневно епитимью и другие заветы своего духовного отца?
7.Всегда ли совершаешь дома, — утром и вечером, перед началом и по окончании трапезы — положенные молитвы?
8.Почитаешь ли церковные праздники (не работаешь ли в эти дни, уделяешь ли время для душеполезного чтения и иных добрых дел)? Молишься ли праздничные каноны?
9.Поминаешь ли каждый день своих умерших родителей и других родственников. Помнишь ли дни их памяти? Читаешь ли в эти дни каноны за упокой или панихиды?
10.Сколько времени, в среднем, каждый день затрачиваешь на молитву?
11.He оставляешь ли себя хотя бы в отдельные дни вовсе без молитвы?
12.Постоянно ли носишь не себе нательный Крест? Не снимаешь ли его хотя бы не надолго?
13.Не употребляешь ли всякие ремесленные поделки, цветные репродукции, фотографии или скульптурные изображения вместо истинных Святынь: икон, крестов?
14.Не обращаешься ли к колдуньям, шептуньям, знахаркам, экстрасенсам, «народным целителям» и всяким чародеям?
15.Не обращаешься ли к гороскопам, предсказателям и хиромантам?
16.Не читаешь ли оккультные, колдовские, гадательные и иные бесовские книги?
17.Не гадаешь ли на картах, или как еще? Не просил ли кого погадать тебе?
18.Исполняешь ли церковную десятину (каждый обязан регулярно жертвовать на церковь десятую часть своего дохода)?
19.Не проклял ли, не обругал ли какого человека? Не подверг ли себя чужому проклятию?
20.Не клялся ли когда Богом, Небом, землей, жизнью или чем иным?
21.He имеешь ли вражды или обиды на ближнего? Прощаешь ли своим обидчикам?
22.Не желаешь ли кому-либо зла? Не отвечаешь ли злом на зло?
23.Не просишь ли Бога наказать кого-либо? Не предаешься ли мести?
24.Не предавал ли ближнего? Не оклеветал ли кого? Не рассказывал ли другим непроверенные, сомнительные «новости» или иные сведения?
25.Не досаждаешь ли кому, хотя бы на словах? Не предаешься ли гневу? Не бранишься ли?
26.Не молишься ли вместе с еретиками, или в никонианских храмах?
27.Не участвовавал ли в совершении еретических обрядов — причащения, крещения, венчания и прочих?
28.Не просил ли и не принимал ли от еретиков (никониан или прочих) какой-либо святыни для себя: святой воды, просфиры или иного чего?
29.Не куришь ли табак? Не позволяешь ли детям или иным родственникам курить в твоем жилище или в твоем присутствии?
30.Не упиваешься ли вином? Бывает ли так, что выпиваешь по несколько дней подряд?
31.Не употребляешь ли наркотики: сильные таблетки или иные средства?
32.Не произносишь ли матерных или иных ругательных слов?
33.Не произносишь ли имени Божия всуе? Не говоришь ли богомерзких поговорок?
34.Не предаешь ли своим словом людей бесу, говоря: «Иди ты к дьяволу»?
35.Любишь ли ближнего как самого себя? Всегда ли, сразу ли помогаешь ближнему?
36.Не совершаешь ли добрых дел напоказ? Не пытаешься ли заслужить чью-то похвалу?
37.Не превозносишь ли себя выше других? Не слишком ли ценишь и помнишь за собою свои заслуги?
38.Не гордишься ли? Не имеешь ли честолюбивых или тщеславных помыслов?
39.Не завидуешь ли кому-либо, особенно в неправедном богатстве или в греховном счастье?
40.Не осуждаешь ли других людей при разговорах или в мыслях?
41.Не осуждаешь ли священников, монашествующих или иных духовных лиц?
42.Не лжешь ли, не скрываешь ли истину? Не соглашаешься ли с заведомой неправдой?
43.Венчался ли со своим супругом?
44.Сохраняешь ли святость брака? Не изменяешь ли ему?
45.Не имеешь ли блудных мыслей или желаний? Не услаждаешься ли непристойными зрелищами, фильмами?
46.Не уступаешь ли иногда своим блудным помыслам? Не оскверняешь ли себя блудными прикосновениями? Не целовался ли с похотным желанием?
47.Не имеешь ли пристрастия к деньгам? Не копишь ли деньги для суетных целей?
48.Не скупишься ли чрезмерно при расчетах?
49.Воспитываешь ли своих детей (внуков) в Вере Христовой и Страхе Божием? Подаешь ли им пример благочестивой жизни? Не балуешь ли их?
50.Требуешь ли от них соблюдения Заповедей Божиих? Не оставляешь ли без внимания их явные грехи и преступления Заповедей?
51 .Соблюдаешь ли пост по средам, пятницам и во все четыре поста?
52.Не кормишь ли домашних или иного кого в постные дни скоромной пищей?
53.Не крадешь ли? Не присвоил ли себе что чужое (хотя бы казенное или найденное)?
54.Не живешь ли чужим трудом? Не имеешь ли неправедного дохода (от греховного дела)?
55.Не предаешься ли лености? Не пытаешься ли переложить на других свои дела и обязанности?
56.Не красишь ли и не стрижешь ли волосы? Покрываешь ли голову платком? (женщинам)
57.Не бреешь ли, не подстригаешь ли бороду и усы? (мужчинам)
58.Не играешь ли в карты, или в иные азартные игры, или на деньги?
59.Не увлекаешься ли плясанием, танцами, иным непотребством?
60.Не проводишь ли время за телевизором или иными бесполезными развлечениями?
61.Не предаешься ли чтению пустой развлекательной литературы?
62.Творишь ли посильную милостыню в Церковь и нуждающимся? Посещаешь ли болящих?
63.Не ропщешь ли на Бога? Стремишься ли предпочесть Волю Божию своему хотению?
64.Не просил ли у Бога смерти для себя, или для иного кого?
65.Имеешь ли терпение и смирение перед Волею Божией?
66.Не соблазнил ли кого иного согрешить? Не посоветовал ли кому совершить грех?
67.Не утаил ли какой грех при этой исповеди, или ранее?
68.Не советовал ли кому утаить грех?
69.Какие грехи еще хочешь исповедовать — кроме перечисленных выше?
После беседы со священником (окончания исповеди) исповедующийся вновь кланяется трижды в землю Св. Кресту и Евангелию с молитвой «Боже, милостив», а затем просит у иерея благословения причаститься Святых Христовых Тайн (о том, как правильно просить священнического благословения, см. ниже, в главе «О благословении…»). Когда покаявшийся в грехах человек выходит от священника, то совершает те же поклоны, только в пояс, какие творил, входя на исповедь. Люди же на поклон, обращенный к ним, отвечают: «С чистым покаянием». На следующее утро (в Москве, на Рогожском, обычно с 5 часов) в храме совершаются для говеющих Причастные часы, Поновление и общее окончание Исповеди с чтением разрешительных молитв. На этих службах все поклоны поясные, но есть и несколько земных (например, после «Достойно есть»).
Скажем здесь для спасительного назидания и о благообразном поведении при принятии св. Причастия (как правило, это бывает в Великий пост и в другие посты, а также, в немногих общинах, вне постов). Сподобившиеся (после Исповеди) приобщиться Святых Тайн правоверные христиане должны отмолиться Правило говения в течение седмицы, накануне и в день причащения необходимо молиться Правило ко Святому Причащению, которое включает в себя Правильные каноны, Причастные часы, Причастный канон и Молитвы ко Святому Причащению, а также Вечерню, Павечерницу, Полунощницу, Утреню, Часы и Божественную Литургию. В конце Литургии, после возгласа «Святая — святым», причастники по чину и благообразно прикладываются к иконе Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем по установленному во святой Церкви порядку, как выше уже было описано. В больших общинах, где бывает много причастников, начать прикладываться можно после «Достойно есть».
К открытию Царских врат причастники приближаются к амвону и, после возгласа «Со страхом Божиим и верою приступите» поклонившись в землю (без крестного знамения), выслушивают Прощение, читаемое диаконом (или уставщиком), затем, поднявшись и сложив руки крестообразно, как выше изложено, слушают со вниманием читаемые священником молитвы. По окончании молитв диакон или священник призывает: «Земной поклон Телу и Крови Христовой», — и все причастники, перекрестившись, «земно» кланяются Святым Тайнам. И подходят ко святой Чаше по чину: чтецы, отроки, отроковицы, девицы, мужи и жены (сначала клирошане, затем и остальные, по порядку, как стоят в церкви на молитве).
Приближаясь к Чаше, причастник совершает крестное знамение (без поклона) с молитвой Исусовой и складывает крестообразно руки. Приняв со страхом Божиим Святейшие Дары — Тело и Кровь Христовы — причастившийся творит крестное знамение с молитвой Исусовой и целует нижний край основания (подножия) св. Чаши, что знаменует прободенное ребро Христово, из которого истекла спасительная Кровь, которую причастник только что принял «телу во здравие, а душе во спасение». После этого причастник также со сложенными крестообразно руками идет к столику, стоящему обычно за левым клиросом, на котором стоит сосуд с теплотой и блюдо с дорой или просфорами. Здесь причастник берет кусочек доры, потребляет и запивает теплотой трижды (ложечкой). В это время у столика стоит с чистым полотенцем кто-либо из благочестивых христиан и вполголоса благоговейно поздравляет причастника следующими словами: «С принятием Святых Таин, телу во здравие, а душе во спасение!» На что причастник также вполголоса отвечает: «Спаси Христос». Также причастнику после потребления доры и теплоты предлагается край полотенца, чтобы вытереть уста. Оно должно быть длинным, белым и из хлопчатобумажной или льняной ткани. На другие потребы применять его нельзя. А после стирки его воду вылить в укромное место или церковный колодец, куда сливают воду из купели крещения.
По окончании Литургии все причастники должны выслушать с глубоким вниманием благодарственные молитвы.
В этот день трапеза должна быть скромной и умеренной, желательно без алкогольных напитков. Всячески должно стараться в этот день не плевать и не допустить невольных выделений из уст, до того момента когда причастившийся поспит. По принятии Святых Таин подобает пребывать более в молчании, благодарных чувствах и умной молитве.