Пустыня добродетелей
Возлюбленные о Христе братия и сестры и дорогие читатели, обратим немного наше внимание к библейским ветхозаветным текстам. Что они открывают нам? Заповеди, пророчества, премудрые наставления, тайны мироздания, а еще историю.… Оказывается, кроме религиозного, в текстах Священного Писания есть еще и историческая ценность. Ветхий Завет описывает историю не мифических, а реальных личностей, реальных народов, преимущественно — избранного Богом еврейского, реальных городов и стран. Но кто бы мог подумать, что через тысячи лет эта зафиксированная часть истории человечества окажется ключом к вратам, открывающим тайну невидимой брани между добром и злом, полем для которой являются наши сердца.
Итак, вспомним хотя немного эту историю, возлюбленные о Христе братия и сестры. Вернемся во времена ветхозаветные. Вернемся в то время, когда народ Божий – Израиль пребывал во власти Египта и увидим в истории избранного народа зеркало нашего сердца, ибо так Благоволил Бог, чтобы в видимом мы познавали невидимое, и в вещественном познавали сверхъестественное, и в прошлом будущее. Потому что все это, по апостолу (1 Кор 10, 6), было образом для нас, и мы должны принимать написанное для нашего назидания. [Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин]
Итак, Израиль выходит из Древнего Египта. Израилем Священное Писание именует народ Божий. Израиль в переводе с еврейского языка означает «видящий Бога». Видящему Единого Бога народу – Израилю, предстоит путь в землю обетованную. Путь долгий и опасный, проходящий через пустыню в землю населенную семью племенами, о которых сказано: когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы, хеттеев, гергесеев, аморреев, хананеев, ферезеев, евеев и иевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя, и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их (Втор 7, 1, 2) [Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин].
Спросим, кого прообразовывал? нам народ Божий? Кто есть сей «видящий Бога»? Ум наш, возлюбленные о Христе братия и сестры есть Израиль, есть «видящий Бога», есть друг Божий. Ум наш – хозяин дома души, охраняющий ее от разбойников и грабителей демонов, желающих расхищать и насиловать ее пороками. Он же и проводник души в землю обетованную — Царство Небесное, достижение которого познаём мы в сердце своем, ибо оно внутри нас находится, и это царство есть праведность, мир и радость, тот кто их имеет, тот, без сомнения, находится в царстве Божием (Собеседование первое. Гл. 13) [Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин].
Народы, перечисленные выше и препятствующие Израилю достичь земли обетованной, суть демоны, князья восьми главных страстей, покушающихся поработить ум наш и принудить его отвратить взор от вожделенного Царства к рабскому угождению порокам. Главных страстей восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. А что говорится, что они (народы) многочисленнее, то это потому, что пороков больше, нежели добродетелей. [Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин]
Вопрос: Если пороков, которые воюют против нас, восемь, то почему перечисленных Моисеем народов, которые противны народу Израильскому, только семь?
Ответ: Общее мнение, что главных пороков, которые нападают на христианина (в оригинале — монаха), — восемь. Эти пороки, образно представляемые под именем народов, теперь названы не все потому, что Моисей или Господь через него обращался к вышедшим из Египта и уже освободившимся от одного сильнейшего народа, т.е. египтян. Этот образ <…> порока чревоугодия. <…> Земля его не дается Израилю во владение; но заповедью Господней подтверждается, чтобы он оставил ее навсегда и вышел из нее. И потому посты должны так соблюдаться, чтобы из-за чрезмерного воздержания, сопровождаемого расстройством или слабостью тела, не было необходимости опять возвращаться в землю египетскую, т.е. к прежней страсти чревоугодия, которую мы отвергли, когда отрекались от этого мира. Это образно потерпели те, которые, выйдя в пустыню добродетелей, опять пожелали котлов с мясом, над которыми сидели в Египте (Чис 11) [Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин]. Египет, кроме чревоугодия в частности, означает и всякое невоздержание в общем. Фараон – мысленный противник сатана, желающий удержать нашу душу в рабстве до смерти, чтобы вместе с ним и погибли мы, чтобы вместе с ним и страдали, чтобы стали рабами, исполняющими гордую и злую волю его в плинфа творении (делании кирпичей для пирамид). Выйдя из Египта народ Божий, как упомянуто выше, попадает в пустыню. Пустыня есть образ христианских добродетелей. Ибо, покинув Египет, символизирующий невоздержание и вседозволенность в пороках, народ Божий приходит к воздержанию, а что же есть воздержание, как не пустыня, лишенная всякого излишества? Воздержание сопровождает хотящего спастись до самой земли обетованной. Победив первый порок – чревоугодие, воздержание сопровождает нас и при битве с оставшимися семью пороками, ибо хотя оно и берет начало в борьбе с чревоугодием, но простирается далее на все двери чувств. На взор, на слух осязание и на всю жизнь, по слову апостола, ибо все подвижники воздерживаются от всего (1Кор. 9:25). Многих пугает в православной вере аскетизм, воздержание, посты и прочее. Многим сложно принять православную веру по страху того, что им придется отказаться от всего и сразу перейти к строгости. Пусть для Вас, возлюбленные, будет ободрением история народа Божия. Ибо и он боялся, и он сомневался в обетовании, и он, несмотря на всю тяжесть египетских работ, был привязан к нему и после стольких чудес не верил Богу и искушал Его. Но посмотри, что сотворил Милосердный Бог. Оставил ли он народ Свой в пустыне умирать от жажды? Нет. Но повелел Моисею ударить жезлом о камень и потекли воды. Оставил ли их истаявать? от алчбы? Нет. Но дал им пищу, да еще и какую, вникни, манну небесную – хлеб ангельский, который никто никогда не вкушал, а кроме манны и крастели (перепела) вдоволь. И так каждую верующую душу не оставляет Бог, но вознаграждает сторицею за начатые труды в добродетелях, так что там, где думает она ощутить скорбь находит радость, там, где боится лишений находит приобретение, там, где ждет муку находит блаженство, и найдя удивляется благости Божией, умиляется и Прославляет Его. Итак, не будет бояться принять веру и начинать труды в добродетелях, не будем бояться идти к свету, ибо это дьявол клевещет нам на Бога, будто Господь только и ждет, чтобы изнурить нас непосильными трудами. Противник сатана пытается удержать нас, чтобы мы не положили и начала шествия по пути зная, что как только начнем идти, мы в заповедях Божиим опытно познаем, как благ Господь. То же и пророк Давыд воспевает всем сомневающимся говоря: вкусите и увидите как благ Господь [Пс.34:8].
Основные христианские добродетели распределяются соответственно восьми противоборствующим страстям. Так, чревоугодию противопоставляется воздержание; блуду – целомудрие; сребролюбию – нестяжание; гневу – кротость; печали – блаженный плачь; унынию – упование; тщеславию – смирение; гордости – любовь. Добродетели — доспехи и орудия, благодаря которым идущий путем спасения сражается с враждебными племенами — пороками, препятствующими исполнять Евангельские заповеди, перпятсвующими войти в заветную землю обетованную – жизнь вечную. Исполнение Евангельских заповедей – есть исполнение всех добродетелей и непреткновенное шествие в Царство Небесное. Евангельские заповеди – это карта, указывающая путь, оставленная нам Господом Богом во время Его пребывания на земле и положенная храниться в ковчеге – Церкви, как некогда в ковчеге завета были положены храниться принесенные Моисеем скрижали. Святая Церковь зовет нас покинуть Египет, зовет нас в землю обетованную – туда, куда ушел Христос и где Он ждет нас. И если мы послушаем голос ее, как дети слушают голос матери, если начнем делать посильные шаги, вслед ее начав трудиться в добродетелях, то вскоре увидим, что вооружаются на нас враждебные племена (наши пороки), как вооружались они на Израиль. Увидим как многочисленны они и сколь много их в сердце нашем. Тогда познаем сколь скудны добродетели наши, о которых мы думали, что они многи. Как скудны и непостоянны от случая к случаю совершаемые нами добрые дела. Особенность христианской добродетели — в постоянстве. Она исполняется не ради собственной душевности и тщеславия, когда под наплывом чувств кто-то однажды или дважды окажет кому-то помощь, а потом долго-долго видит сам себя добродетелем. Она исполняется постоянно, исполняется ради Бога и неважно, хотим мы ее исполнять или нет, расположены мы к ней сегодня или нет. Напротив, мы внезапно открываем, что нам совершенно не хочется исполнять что-то по заповеди и ради Бога. Что исполнение добра по заповеди, а не по собственной воле, перерастает для нас в рутину и больше не трогает душу, а напротив — становится несносной обузой. Потому и сказано святыми отцами, что исполнение заповедей открывает человеку его немощи, показывает истинное лице его. Так пост обнаруживает наше невоздержание. Стремление идти путем целомудрия обнаруживает всю блудность и прелюбодейность нашей души. Нестяжание открывает нам, насколько мы неспособны к нему и как поистине мы сребролюбивы. Стремление к кротости обнаруживает нашу зверскую гневливость и так во всем. Пытаясь идти путем добродетели, христианин обнаруживает свою крайнюю неспособность к этому. Обнаруживает испорченность и падение собственной души. Видит в сердце своем гадов, им же несть числа, животна малыя с великими. Видит в сердце восстающие народы — пороки. Добродетель вне христианства по причине своего непостоянства не видит креста, заключающегося в добродетели. Не видит вокруг себя пустыни, потому, что на самом деле и не выходила из Египта. Как только под веянием душевности совершит человек одно два добрых дела – трубит о них сам себе и услаждается мнимой праведностью. Но как только добродетель потребует от него постоянства и малого самопожертвования, как только сопротивное племя порока начнет угрожать ему пустить кровь, он тут же отчаивается, подобно наемнику оставляет свою душу и бежит в страну своеволия, где волк (диавол) расхищает бедную душу и поедает ее. Спасающийся же, истинный пастырь своей души, встретив на пути добродетели сопротивное племя, не оставляет ее подобно наемнику. Истинный пастырь своей души душу свою полагает за нее. Тогда познает он какая великая сила и помощь заключается в Церковных Таинствах. Тогда спешит он в церковь, яко елень на источники водныя. Тогда крепко держится он рукою послушания за руку Матери Церкви и она, как истинная мать, не оставит его погибнуть от глада, но молитвой и святыми таинствами напаяет его, как Моисей напоил народ Израильский, питает хлебом сшедшим с небесе, подобно ветхозаветной манне небесной.
Суть добродетели в том, чтобы сделать ее частью души. От того требуется в добродетели постоянство. Страсть, укоренившись, становится свойством души, и чтобы удалить ее, потребуется с нею удалить и пораженную пороком область души. Сие то значит сказанное Господом во Святом Евангелии «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее» (Мф.16:25). На ее место прививается добродетель. Прививается долго и в поте лица. Но привившись, уже сродняется с душою и совершается без принуждения. Мы как будто умертвляем часть души, зараженную болезнью, чтобы привить новую животворящую часть. Так прививается душе молитвенное правило, которое вначале со скорбью то совершается, то оставляется, но при постоянстве становится привычкой и со временем совершается уже без принуждения, но с радостью и охотой. Так и худой навык, укоренившись, становится свойством души и исторгается с великим трудом. Посему и сказано «бойся худого навыка больше демона». Пороки могут победить в битве, и при том не в одной, а во множестве, но окончательный исход не в их власти. Однако если ввергнут они Израиль в отчаяние, то близка победа их. Отчаяние – это поражение Израиля. Отчаяние – победа дьявола. Отчаяние – погибель души. Никто из людей, даже дошедших до крайней степени зла, не должен отчаиваться, даже если приобрел навык и вошел в природу самого зла. Не так губит грех, как отчаяние (Свт. Иоанн Златоуст). Итак, не будем отчаиваться в борьбе с пороками. Не будем бояться вступить в борьбу с ними через исполнение Евангельских заповедей ради земли обетованной, ради нашего спасения. И чего бояться нам? Если Бог за нас, кто против нас[Рим.8:31]? Израиль, хотя и был малочисленнее всех народов, однако побеждал так что явно было, что Сам Господь давал победу ему, как и обещал: предаст их тебе Господь, Бог твой, и приведет их в великое смятение, так что они погибнут; и предаст царей их в руки твои, и ты истребишь имя их из поднебесной: не устоит никто против тебя, доколе не искоренишь их [Втор. 7:23-34]. Так и каждому желающему не погибнуть в пороках, но потрудиться в истреблении их из сердца Сам Господь споспешествует, посылает ратные силы — ангелов небесных, охраняющих нас, так что мало-помалу приходим мы от меньшего к большему и наконец чувствуем, как неприметным образом в сердце нашем, очищенном от страстей водворяется радость, мир, вера, надежда, любовь – провозвестницы того Царства, о котором сказано, что оно не придет <…> приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть [Лк.17:20-21]. Царство Божие внутри нас есть, но дается оно не насильно, не против воли, но добровольно желающему обрести его, ищущему его и идущему по пути ведущему к нему – пути исполнения Евангельских заповедей, пути добродетелей, пути, который открывает перед нами Святая Церковь. И мы желаем всем Вам, возлюбленные о Христе братия и сестры, и дорогие читатели обрести этот блаженнейший путь, вводящий каждого к вечным благам, которых око не виде и ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша.
Редакция «ВСП»