Безразличие

ambarДоброго здоровья Вам, возлюбленные о Христе братия, сестры и дорогие читатели.
В рубрике «Тема номера» мы решили поговорить о современности. О нашем спасении и о препятствиях, которые встают пред нами в современном обществе.
Радует, что наш мир стал намного цивилизованней и гуманней в сравнении с тем состоянием, в котором он находился во время прихода Господа нашего Исуса Христа. Тогда воистину царила тьма, всюду властвовали бесы, которые беспощадно требовали ужасных жертв, так что отдавали им и младенцев человеческих, и юношей, и девиц, и взрослых. Среди людей царило рабство, которое человеческую жизнь поставило ниже какой-либо даже не драгоценной вещи. Что говорить о господстве гнусных пороков, чревоугодия, прелюбодеяния и блуда, так что естественные грехи плоти уже не удовлетворяли людей того времени, заставляя искать удовольствия в неестественных, ужасных извращениях. Проводя за пиршествами часы, и не имея возможности вместить в желудки такого обилия яств, древние римляне «попросту вызывали у себя рвоту, засовывая в глотку павлиньи перья. А затем, посвежевшие, возвращались в триклиний, готовые к новой порции обжорства. Культ еды настолько превалировал над здравым смыслом, что некий Марк Гавий Апиций, живший при императоре Тиберии, покончил с собой, когда врачи сказали, что здоровье уже не позволяет ему ублажать себя обильными трапезами. Марк Гавий решил, что при таком положении вещей просто нет смысла жить дальше» [Наталия Лалабекова].

Но вот во тьме невежества и помрачения ума просиял свет разумный. На земле воплощается Божественная Истина. Господь наш Исус Христос, предваряемый достойным удивления великим пророком Иоанном Крестителем, выходит на проповедь покаяния. Говорит о любви к Богу и ближнему и о вечном блаженстве, происходящей от нее. Уже сама эта любовь — блаженство и награда, ибо дарует обретшим ее превысшую мира свободу. Но человеколюбие Божие, непостижимое для нас, обещает тысячекратно большее. Награду за награду, блаженство за блаженство. Мир слышит проповедь Воплощенной Любви, разделяется на тех, кто принимает ее и тех, кто вооружается против нее и, не смотря на явное превосходство последних, свет все же превозмогает и неудержимо распространяется по всей вселенной. Идея равенства ближних между собой как братьев по вере во Христа побеждает рабство. Сокрушается царившее язычество с его ужасными, кровожадными богами — бесами. Воцаряется христианство, постепенно врачуя жестокую человеческую природу. Прохладной водой учения о любви и мире угашает всепожирающее пламя страстей гнева, ненависти, злобы, лукавства и жестокости. Христианство проповедует оставить распри и ссоры по поводу временных и тленных вещей, обратить внимание на вечность и, в конце концов, успокоиться, доверив Богу заботу о нас. Неужели, говорит Святое Православие, приведший тебя за руку в мир сей Христос, истинный Бог наш просвещаяй и освящаяй всякого человека грядущего в мир оставит тебя? Неужели не проведет тебя так же за руку чрез эту кратковременную жизнь в вечность? Истинно не оставит, истинно проведет, лишь бы ты сам не вырывался и не ранил ножом непокорства эту держащую тебя Святую руку Божию.
Менялся мир, менялось человечество, и мы сегодня уже живем совсем в другой цивилизации, в другом обществе и с другими законами. Слава Богу за все.

Познавший однажды человеколюбие Божие человек и чрез веру испытавший заботу о себе Господа боится потерять ее. Боится предать эту необъятную любовь. Страх этот не тот страх, который сковывает раба перед жестоким Господином и преступника перед судьей. Страх этот исполнен благоговения и радости. Страх этот называется страхом Божиим. Таково свойство всего Божественного превращать вещи вопреки разумению человеческому. Так мука для мучеников была желаннее удовольствий, пытки приятнее любого земного блаженства, пост сладостнее насыщения, смерть желаннее невесты, а слезы стали источником радости и утешения. Так и сей, совершенный страх Божий, хотя и называется страхом, но не имеет сковывающей силы, но напротив, освобождает от всех земных страхов и боязней. «Страх — начало любви и потом в нее переходит. Страх Божий, собственно, не боязнь Бога, а боязнь отпасть от Бога и впасть в грехи и страсти» [Св. Климент Александрийский ]. Грехи же и страсти, когда угождаем им вместо страха Божия, вносят страх нечистый, рабский и сковывающий, предвозвещающий грядущую муку. Но он, к счастью, «не пребудет навсегда, потому что вместе с отьятием чрез покаяние греха исчезает» [Преподобный Максим Исповедник], лишь бы мы покаялись. В наше время, возлюбленные о Христе братия, сестры и дорогие читатели, мы можем видеть в себе и в окружающих нас, а наиболее в наших детях, некое безразличие ко всему. Безразличие к учебе, к ответственности, к своим обязанностям да и, в общем, к жизни. Мы и наши дети стали меньше играть на улице и больше проводить время дома перед экранами телефонов, мониторами компьютеров и телевизорами. Мы стали более безразличными к окружающему нас миру, ко всему тому, что находится за гранью нашего кокона. Чашка кофе, нетбук, смартфон или книга, уютное кресло и плед зимой. Кока-кола или пепси, пиво, семечки, пицца. Уютное авто с любимой музыкой, стабильная перспективная работа или бизнес, прерывающийся на отпуск. Вот стремления современного человечества. Вот смысл нашей жизни, а сейчас — и жизни наших детей.

Покой телесный, так называли святые отцы то состояние, в которое погрузились мы, дорогие читатели, и к которому все мы так стремимся. Покой телесный стал современным божеством, имя которому комфорт. Комфорт, окружив нас уютом и достатком, усыпляет нас. Предавшись ему и расслабев душой и телом, мы стали уже неспособны к видению нашего положения. Все наши стремления, мысли и действия стали подобны движениям сонливого человека, еще не сбросившего оковы сна. Нам все неважно и ни до чего нет дела, кроме все того же комфортного полусонного состояния. Не успев начать день, наши мысли заняты мечтой о минутке за чашечкой кофе. А когда захотим мы развлечь ум, уставший от рутины, мы можем с легкостью и в том же мягком кресле испытать эмоции, к которым стремимся. Напомнили отголоски души нашей о героизме, — мы включаем кино или музыку с соответствующими картинами, волнующими нужные нам струны души. Хочется отвлечься и повеселиться, — значит, настало время для кинокомедии. Нужно поплакать? Есть мелодрамы и драмы. И мы живем, двигая струны наших чувств с помощью изобретенных приспособлений, питая иллюзии об их «настоящести» . О, сколь страшна сия картина! Миллиарды людей сидят прикованные к телеэкранам, плача и будто бы сопереживая детям одной из драм, в то время как реальных детей вокруг уродует безразличие окружающих. Все те же миллиарды вместе с несуществующим супергероем, сидя на диване, спасают город от зла, воюют за честь, борются за справедливость, в то время как окружающий их реальный мир погибает от безразличия этих диванных воинов. Вдоволь наволновавшись и наполнившись эмоциями под неумолкающую музыку и кино, мы устаем жить по-настоящему. Мы думаем, что мы живем, но на самом деле мы превратились в мертвецов, неспособных совершить ничего человеческого. Нам все безразлично. Все неважно.

Что есть истина?
— Неважно, — отвечает усталый современный человек.
В чем смысл жизни?
— Неважно, — ответит стремящийся к чашке кофе, не выспавшийся менеджер, ибо сейчас чашка кофе для него смысл жизни.
Хотели ли бы мы попасть в Рай?
— Неважно, нам и здесь нормально.
Боимся ли мы низринуться в ад?
— Неважно, это тоже еще разбираться надо..
Есть ли Господь Бог?
— Неважно.
Нужно ли бороться со злом?
— Какое нам до этого дело?
Нужно ли творить добро?
— Наверное, кому-то нужно, а нас оставьте в покое, мы хотим спать.
Но ведь Христос пострадал за нас! Пролил свою честную кровь, чтобы мы не погибли и имели жизнь вечную в Царстве Небесном!
— А кто Его просил? …

Безразличие… Безразличие, потерявшее всякое сочувствие к различению доброго и злого, охватило наши сердца и превратило их в камни, способные лишь к удовлетворению потребностей нашего тела, совершенно лишенного стремления постичь истину. Нам стала безразлична истина, какой бы она ни была. Наше безразличие столь усилилось, что его стало невозможно разрушить ни обетованиями вечного блаженства в единении с Богом, ни спасительным страхом пред вечными муками в геенне огненной. При явной, усиливающейся, смертельной болезни мы не ощущаем действия яда внутри нас. А если когда и случится нам услышать о несовершенстве мира, ощутив малую скорбь, мы тут же принимаем обезболивающее в виде новых развлечений и получения тех же суррогатных позитивных эмоций. Но действие обезболивающего не врачует болезнь, а лишь усугубляет ее, отдаляя помощь врача. Как бы не стремились мы не видеть окружающий, нуждающийся в добре мир. Как бы не прятали свою несостоятельную жизнь, лишенную добрых дел. Все равно мы встретимся лицом к лицу с собственным безразличием. Мы обнаружим, что все это время нас откармливали как скот, подготавливая к закланию. Что мы на самом деле и не жили, лишь тучнея и лелея комфортом наше тело в пищу для червей. Что мы недостойны и видеть жизнь будущую, произвольно избрав смерть. Ибо, что есть жизнь? Жизнь, о возлюбленные, — это объятия сироты при долгожданной встрече с мамой. Жизнь — это дрожащая рука старенькой бабушки, поддерживаемая небезразличным соседом. Жизнь — это сытый обед для томимого долгим голодом бродяги. Жизнь — это теплая одежда для замерзающего бедняка. Жизнь — это радостный смех ребенка калеки. Жизнь — это счастливые слезы матери, окруженной заботой любимых детей. Жизнь — это благодарный взгляд прощеного должника. Жизнь — это жажда правды и стремление к ней. Жизнь — это прикрыть собою друга. Жизнь — это слезы кающегося разбойника. Жизнь — это огонь свечи, согревающей всех, кто находится вблизи ее и дарящей свет в темноте безысходности. Жизнь — это вера, что все не напрасно. Жизнь — это надежда, что настанет день будущего века, когда все изменится и зла больше не будет. Жизнь — это любовь, которая покрывает и восполняет собой всех, кто нуждается в ней. Жизнь — это исполнение Евангелия. Жизнь христианина лишь в том, что он отдает миру, почему и уподоблен он Господом нашим Исусом Христом свече и свету, исходящему от нее: «вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» [Мф.5:14-15]. Не под сосудом комфорта, истребляющего все начатки спасительного огня веры и страха Божия, но на подсвечнике веры, надежды, любви, самоотверженности и покаяния. Итак, увидим врагов наших: телесный покой и стремление к комфорту, лишающих нас истинной жизни, подобно тому, как наркотики лишают жизни зависимого от них. Возненавидим эти начатки смерти души и по силе нашей начнем отсекать от нас стремление к успокоению. Очистим дома наши от излишеств и оставим необходимое, вкусим сладость свободы поста. Имеющий одежды — отдай их неимущим. Сытый — поделись с голодным. Ты в радости и достатке? Так найди тех, с кем ты можешь поделиться ими. Не успокойся, пока не найдешь их. Свети, пока есть у тебя время, светом любви и добра. Гори пламенем истинной жизни, опаляя им внушения врага к покою телесному и живой смерти. Спеши на встречу оставленным, беги защитить обижаемых, кричи и стучи в двери неба в поисках правды, истины и жизни, и Господин Дома отворит тебе.

Не смотри на мир, занятый все той же смертью, все тем же сном. Покажи, что ты — жив! Сотворив сам, научи и детей своих быть сострадательными, быть светильниками, находящими радость в рассеивании тьмы, а не пустом времяпровождении. Учи их убегать праздности и лености, как болота, топящего всех, кто попадает в него. Оторви взоры свои от рассматривания пустых вещей мира сулящих покой и комфорт и увидишь вместе с ними славу Божию, ибо истинно: «на сколько человек отсекает от себя утешения мира сего, на столько сподобляется радости Божией во Святом Духе» [Преподобный Исаак Сирин]. Сей то несказанной радости, знакомой всем, кто вменил ни во что мирские блага, желаем Вам, возлюбленные о Христе наши братия, сестры, и дорогие читатели.

Редакция «ВСП»