БОГ МИЛОСЕРДЕН И ВСЕМОГУЩ, НО ПОЧЕМУ ЖЕ В МИРЕ ТАК МНОГО ЗЛА, НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ И ГОРЯ?

Почему в мире много зла?О чем разговаривали Робинзон и Пятница
«Пятница остановил меня следующими словами: — Хорошо, ты говоришь, Бог такой сильный, такой могучий, разве Он не больше сильный, чем дьявол?<
— Да, да, Пятница, — ответил я, — Бог сильнее и могущественнее дьявола, и потому мы просим Бога, чтобы он поверг его в бездну, чтобы Он дал нам силу устоять против его искушений, и отвратил от нас его огненные стрелы.
-Но, -возразил он, — раз Бог больше сильней и больше может сделать, почему Он не убить дьявол, чтобы не было зло? Его вопрос до странности поразил меня.… Сначала я не знал, что ему ответить, сделал вид, что не слышал его, и переспросил, что он сказал. Но он слишком серьезно добивался ответа, чтобы забыть свой вопрос…»
Подобно Пятнице мы задаемся вопросом.
Почему в мире так много страданий, несправедливости, почему льется столько слез и крови, почему так много злодеяний остается безнаказанными? Почему Бог допускает все это страшное в жизни людей? Почему не остановит и не покарает злых?
Некоторым людям кажется, что на этот вопрос ответить невозможно, и чтобы оправдать свое неверие они говорят: «Раз в мире так много зла, то Бога нет, или Он недобрый, или не всемогущий».
Очень часто такие люди противоречат сами себе: если после того, как они выскажут свои претензии к Богу и забудут их, спустя некоторое время им попадает в руки Библия, и они прочитывают, например, про Всемирный Потоп, то они, те люди, которые сетовали, почему Бог не наказывает злодеев, теперь возмущаются: «Как Бог мог быть настолько жестоким, что потопил всех людей на земле?»
Давайте поразмыслим о зле в мире, о человеческих страданиях, об отношении к ним Бога.
Он мягкосердечный, искренний, заботливый, а какая жизнь у него тяжелая, сколько бед выносит.… А этим бессовестным ничего не делается, живут в свое удовольствие.… Где же Бог?
Молодой инок пришел из пустыни в город продать рукоделие и увидел, как злого вельможу хоронили со славой и почетом. Вернувшись же в пустыню, он увидел, что его наставник лежит растерзанный диким зверем. «Господи, — взвыл осиротевший юноша, — почему чествовали беззаконника, а этот святой муж принял такую муку?»
Плачущему явился ангел и сказал: «Не плачь о твоем учителе. Злой вельможа имел одно доброе дело, и награда его только на земле, а там его ожидает казнь за все злые дела. Напротив, твой наставник, хотя во всем был угоден Богу, однако у него был один порок, от которого он очищен злой смертью».

Мы все время забываем, что со смертью тела наш путь не кончается, наша жизнь имеет бесконечное продолжение в мире невидимом. Там, в вечности, откроется каждая наша мысль, каждое сердечное движение, каждое слово и каждый поступок не такими, как мы их представляли самим себе и показывали людям, а такими, какими они являются на самом деле, по сути своей. Все сложное, утаившееся, непонятное, искаженное, что было в человеческих отношениях, в человеческих судьбах, откроется всем. И Бог вынесет Свой справедливый приговор над всеми грехами и неправдами. Воздаяние за них – адская мука. Одновременно восторжествует попранная правда, оклеветанное благородство, получит награду добродетель.
Любопытный заглядывает через плечо художника, работающего над картиной. Пока есть еще только несколько деталей, еще не дорисованы другие части, нет связей между ними, а поспешный зритель уже кричит: «Плохо, бессмысленно, некрасиво!» Но если бы он дождался окончания картины, и увидел бы ее в целом, то и первые детали оказались бы целесообразными в общем, замысле.
И мы напоминаем этого любопытного, ведь перед нами только земная жизнь, а это – кусочек картины. Богу видна вся картина в целом, и Он дополняет земные кусочки разумным, справедливым продолжением в вечном мире.<
Но воздаяние за зло настигает и в земной жизни. Пороки усиливаются, предаваясь от родителей к детям, все больше разрушают души и здоровье каждого последующего поколения. Как сказал Господь Бог Моисею на горе Синай (Исх., 20:5), такое наказание происходит в течение жизни четырех поколений. Наше же сознание охватывает малый промежуток времени, и мы этого не видим и говорим, что бессовестным ничего не делается.
Оказывается, Бог – высшая справедливость, а наше недовольство от ограниченности, малости нашего сознания, нашей торопливости и суетности.
Очень многие не верят в продолжение жизни после телесной смерти, в рай и ад, и остаются с чувством неправильности, неравновесности, несправедливости жизни. Это их беда, в которой они сами виноваты.
Но и некоторые из тех, кто верит в бессмертие души, говорят: «Ну, пусть в невидимом мире все придет к справедливости. Но зачем же допускать зло в здешней, земной жизни? Почему Богу не сделать, чтобы не только там, но и уже здесь все было бы хорошо и справедливо? – Кстати, обратите внимание, этот вопрос, по сути, означает: «Почему Бог не сделает рая на земле?» И сразу же напрашивается ответ: «Так ведь был у людей рай, да выбрали грех и отказались от рая».

Но можно и подробнее поразмыслить о том, почему у нас нет земного блага здесь и сейчас.
Задумаемся над примером.
Молодой папа прогуливается со своим малышом, вдруг ребенок увидел наструганный занозистый забор, захотел на него забраться. Папа, конечно, объясняет маленькому сыну, что лезть на забор опасно, что там можно пораниться. Но малыш упрямится, плачет, рвется к забору. Как поступить отцу? – Один отец подхватит ребенка на руки и насильно унесет от опасного места. Этот отец не очень умный, потому что волю ребенка его действие не изменит, и как только малыш останется один, он осуществит свое намерение. Другой отец отругает, накажет сына. Он поступит еще менее умно, ведь у ребенка не только останется его желание, но, озлобившись, он может и в других случаях специально поступать наперекор отцу. Мудрый отец поступит иначе: он позволит ребенку полезть на забор, даст ему оцарапаться, ободрать коленки, испытать боль. Конечно, отец будет рядом, и если возникнет угроза для жизни малыша, он успеет защитить сына. Вместе с болью к маленькому человеку придет опыт, он САМ убедится, что отец прав, что это место действительно опасно. Так воля сына окажется в согласии с волей отца, приобретет с ней одно направление.
Все человечество для Бога – Его ребенок.
Молодой папа знал, что если малыш полезет на забор, то поранится, и всячески удерживал его от этого. Бог же знает, что все грехи людей обернутся против них самих, что своими грехами люди сделают свою жизнь страшной и несчастной. М Бог оберегает Свое дитя – род человеческий, от последствий его дел. Божья любовь больше справедливости. Бог убеждает людей не грешить: посылает пророков, праведников, беседует с людьми через священные книги. Неустанно, вновь и вновь разными способами Бог доносит до всего человечества и до каждого человека в отдельности одну и туже простую и очевидную мысль: «не грешите, земная жизнь, наполненная грехами, станет неблагополучной и жестокой для вас. После же смерти ваши грехи станут вашей вечной мукой, вашим адом».
Так Бог убеждает людей не поступать по их собственной злой воле, а согласится с Его волей и тем самым приобрести себе и земное и вечное благо.
Но люди чаще всего упорствуют в своем стремлении к злу, к грехам. Точно как тот малыш, который, раскрасневшись, в слезах рвался к опасному для него забору. И вот тогда Бог дает людям совершить то, к чему рвется их воля и, соответственно, дает им по закону равновесия, справедливости, испытать на самих себе, что эти дела им дали.

Люди не желают отказаться от своей гордыни, злости, жадности, и вот в мире бушуют войны, совершаются преступления, льется кровь, отравляется природа, возникает множество болезней.<
Люди сами творят зло, а винят Бога.
А разве Бог устраивает войны! Если хулиганы избили беззащитного человека, то претензии должны быть направлены не к Богу, а к этим бандитам, к их родителям, к обществу, в котором возможно такое.
С чем бы плохим мы не встретились в жизни, причиной тому человеческие грехи: если кто-то плачет, значит, другой человек его обидел, если кто-то голодает, причиной тому может быть то, что у этого человека украли деньги, если произошла авария, возможно, кто-то был пьян, и так далее, примеров можно привести великое множество.
Кажется, что по-человечески можно понять тех, кто, прочитав в газете о злодейских убийствах, об издевательствах убийц над жертвами, восклицает: «Если бы был Бог, Он их на месте огнем бы сжег, пока они еще этого сделать не успели»!
Да, но если истребить убийц, то общество все равно будет страдать от воров, взяточников, обманщиков, проходимцев. А если и их убрать, то жизнь для окружающих может сделать мукой склочная соседка, муж – пьяница, наконец, сам тот вечно недовольный, всегда пребывающий в плохом настроении человек, обвиняющий Бога.
Очень часто такие обвинения против Бога бросают только для того, чтобы обескуражить, сбить с толку верующего человека, а то и нанести ему душевную рану.
Но если человек начинает думать честно и глубоко о зле в мире, то, перебирая одного за другим тех, от кого надо избавить мир, он постепенно дойдет до самого себя, поймет, что он и сам нарушил Божью гармонию мира и до тех пор живет лишь по милосердию Божью. Тот, кто дойдет до этого, уже не будет требовать чьего-либо уничтожения для установления рая на земле».
Интересно прочесть, что растерявшийся было от вопроса Пятницы, Робинзон находит ответ именно в том, что полное освобождение от зла, возможно, только если умрет или освободится от зла каждый, кто несет зло в себе. А по милосердию Божию такое всеобщее уничтожение, конечно, невозможно. И Бог выбрал освободить мир от зла Своей Смертью и Воскресением.
« Собравшись немного с мыслями, я сказал:

— В конце концов Бог жестоко накажет дьявола, он сохраняет его до дня Страшного Суда, когда и ввергнет его в бездонную пропасть, где он и будет гореть в вечном огне.»
Но это объяснение не удовлетворило Пятницу. Он посмотрел на меня, повторяя мои слова.
— Сохраняет до конца…Я не понимать, почему не убить дьявола теперь, не убить раньше?
— А ты лучше спроси, — сказал я, — почему Бог не убьет тебя и меня, ведь мы тоже грешим и оскорбляем Его, но Он хранит нас, чтобы мы раскаялись и были прощены.
Он задумался, а потом с большим чувством ответил: «Хорошо, хорошо значит, тогда, я, дьявол, все грешники… сохраняет… покаются…»
Итак, огорчаясь наличием зла на земле, надо научиться видеть и свою вину.
Бог вложил в жизнь такой закон, что всякое плохое дело вредит тому, кто это дело совершает. Это Божий закон справедливости, равновесия, который не дает злу разрушить мир. По этому закону зло в самом своем действии несет свою смерть и уничтожает само себя.
В случае, когда отец даст сыну возможность поступить по своей воле, ребенка наказывает не отец, ребенок наказывает САМ СЕБЯ.
Неправильное действие и наказание за него нераздельны как две стороны одного листа бумаги. Забираясь на неструганный забор (совершая неправильное действие), ребенок испытывает боль, (терпит наказание за это действие). Действительно, вот человек по малодушию или ради выгоды постоянно лжет, тем самым он плетет вокруг себя сеть проблем, сложностей, неловкостей. То есть, говоря неправду, этим же самым и за это же он себя и наказывает, ведь он будет мучиться в сплетенной им же самим сети, попадать в двусмысленные ситуации, испытывать стыд при разоблачении.
Другой человек возненавидел своего ближнего, разжег в своей душе ярость, тем самым опять же наказал себя, ведь яростью – то он причиняет боль СВОЕЙ душе.
Может быть, вы заметили, что здесь есть идеальное, математически точное количественное соответствие. Какова мера греха, такова и мера страданий согрешившего, ведь сам этот грех в его размере и наказание этому человеку..
Когда обо всем этом говоришь с детьми в школе, то они приводят очень интересные примеры из жизни. Вот их маленькие рассказы: «Один мальчик наврал друзьям, что хорошо катается на коньках. Его позвали на каток, и, оказавшись на льду, он не мог ступить шагу. Все смеялись. И смеются обычно тем больше, чем больше этот мальчик хвастал. Мера позора равна мере хвастовства»…

Или другая история. «Две женщины живут у дороги. Одна из них вдоль всей сторонки посадила и вырастила деревья. А вторая женщина не любила первую и чтобы ей досадить, все деревья спилила. И вот теперь вся пыль с дороги летит в ее же окна»..
Этот закон равновесия, по которому всякое плохое дело во всем своем размере возвращается к тому, кто это дело совершил, не обойдешь, он неуклонно, неотвратимо проявляется всякий раз..
Кстати, этот же закон выражен народной пословицей, которая основана на фразе из Библии: «Не рой яму другому, сам в нее ввалишься»..
Когда с плохим человеком случается беда, говорят: «Ну вот, он воровал – воровал, или обижал – обижал, и наконец – то, Бог его наказал». Но не надо представлять так, будто Бог сверху наблюдает за жизнью людей и время от времени на головы злодеев как кирпичи бросает несчастья. Да, Бог действительно видит мир, и устроил этот мир так равновесно, что рано или поздно, в земной жизни или в вечном мире, всякое злое дело, злое слово, даже злое чувство вернется к человеку. По Божьему закону равновесия всякий творящий злое накажет сам себя самой мерой зла, которая была в его душе и в его действиях. Таким образом, слова «Бог наказал» не следует понимать, что Бог творит что-то злое (войны, болезни или стихийные бедствия). Все это плохое является оборотной стороной злых человеческих дел. То есть, своими же делами люди наказывают сами себя. Говорят же «Бог наказал» потому, что Бог так равновесно и мудро устроил мир.
Возникает еще и такой вопрос: «Раз Бог всемогущ, то почему чудесным образом он не переделает людей, не сделает их хорошими»?.
Но если искусственно переделывать людей, они перестанут быть людьми, превратятся в роботов, которые без своей воли, искусственно будут выполнять вложенную в них Богом программу добра. Эти существа, не имея своей воли, не смогут произвольно породить зло, но и любовь их к Богу, добру и друг другу не будет их собственной любовью. Любовью, в которую вложено их собственное желание. А, значит, они не смогут ни давать счастье, ни испытывать его..
А ведь Бог назначил людей по окончании земной человеческой истории к великому райскому торжеству взаимной любви..
К такому великому блаженству, для которого необходимо, чтобы человек по собственной воле возлюбил добро..
Вот для этого великого вечного торжества добра и любви Бог и допустил, чтобы его любимое и непослушное дитя – человечество прошло путем тысячелетних заблуждений, грехов, страданий, и чтобы во всем этом воспитывалась воля Человека, отвращалась от зла и сонаправлялась с волей Бога..

Киселева Л.А.
http://katechio.narod.ru/