Да где они, рай и ад? Что-то ещё никто не долетел, не докопался!
О ТОМ, ЧТО АД И РАЙ НЕВОЗМОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ ТАКИМИ, КАКОВЫ ОНИ НА САМОМ ДЕЛЕ
Многие люди говорят: «Не могу я поверить в ад и рай. Ну как поверить, что где-то там в огне жарятся грешники, а в другом месте в цветущем саду радуются души праведников, покинувших земной мир?»
Так и хочется сказать таким людям; «Но вы же сами подменяете действительное церковное учение об аде и рае этими упрощенными представлениями». Ведь Библия и Святые Отцы и не говорят такого, что где-то под землей или в космосе можно добраться до мест, где цветут такие сады, как на земле, или бушует такое пламя, как в печке. И ад и рай — это не далекие части нашего материального мира, а другие миры иной — духовной, невещественной — природы.
К этим мирам представления о нашем мире не подходят, в этих мирах даже нет привычных нам пространства и времени, без которых мы ничего не можем вообразить. Ни в раю, ни в аду не действуют естественные для нас материальные законы и связи, с которыми мы сжились.
Рай и ад действительно реально существуют, но это миры, где все иное, такое, с чем мы в своем вещественном, материальном, опыте никогда не сталкивались. И поэтому земной человек не может представить ни ад, ни рай такими, какие они есть на самом деле, не может ощутить, явственно познать,- что же такое эти миры и каковы они. Так, человек, никогда не пробовавший сладкого, хоть и слышит слово «сладко», ощутить этот вкус не может. Он может вспомнить только те вкусовые ощущения, которые испытал. Земной человек испытал только опыт материального мира, поэтому, когда он задается вопросом: «Какие же они все-таки, рай и ад?», то первое же движение мысли рисует какое-то место… Но ведь это уже материальное, трехмерное пространство! Значит, человек только помнит о тех мирах, в сознании подменяет их привычным земным миром. Ведь даже как о привычном пространстве помыслить об аде и рае немыслимо!
Когда мы называем рай Царствием Небесным, говорим, что праведники на Небе, то имеем в виду не небо над головой, а Небо духовное. Но человек не по-земному просто мыслить не может, а продолжает в своем сознании заменять непривычное привычным, невидимое — видимым, вечное — тленным, духовное-земным. Ад — это самое нестерпимое, мучительное страдание, самая непереносимая боль.И вот в связи с адом человеческое сознание представляет огонь такой, как в печке или на костре. Рай же — самое высокое и святое счастье, какое только может вместить человеческая душа, и пребывание в раю рисуется человеческому сознанию,как пребывание в прекрасном благоуханном саду.
Если вы читали повесть В.Г.Короленко «Слепой музыкант», то, вероятно, помните историю о том, как ребенок родллся слепым, а мать очень страдала оттого, что яркий, многокрасочный мир недоступен ее сыну. Мальчик на понимал слов «красный», «синий», видение цвета было вне его опыта, для него эти слова зрительными ощущениями не наполнялись.И тогда мать села за рояль и заиграла бравурную, энергичную, бодрую музыку. «Слышишь? Вот таков красный цвет,» — сказала она сыну. Потом мать коснулась клавиш, и полилась нежная, прозрачная, светлая мелодия. «Таков голубой цвет, цвет неба». Потом раздались жизнерадостные,сочные звуки:»А это зеленый цвет, цвет распускающихся листьев, молодой травы, пробуждающейся жизни».
И все-таки мать не смогла показать сыну разные цвета такими, каковы они были на самом деле, Но она заменила недоступное ее сыну восприятие цвета доступным ему восприятием звука. Так же и мы. С помощью каких бы слов и образов мы сами ни думали об аде и рае, с помощью каких картин ни изображали бы эти миры в книгах, мы должны понимать, что происходит замена недоступного доступным нам изображением.
В «Житии святого Андрея Христа paди юродивого» говорится, что этот праведный человек при жизни был взят в Царство Небесное, был там, видел райские обители, а потом был возвращен в земной, материальный мир. И, желая рассказать о виденном, испытал затруднение, так как в человеческих языках нет слов для обозначения того, с чем встречается человек в духовном мире. И он говорит о сладкоголосом пении райских птиц, о прохладе и свежести райских рек, о золотеспелых райских плодов и нежнейшем аромате райских цветов. Но тут же отоваривался, что все это — замена недоступного доступными образами и ему грустно, что в этих образах нет силь и выразительности, потому что действительный рай в миллионы раз лучше и прекраснее всех этих слов.
Но не следует ли из того, что адский огонь не такой, каков в печке, что людям не надо бояться ада? И не следует ли из того, что райский сад имеет недоступную нам природу, что не надо стремиться в рай и прилагать все силы, чтобы заслужить райскую награду? Нет, не следует! Святые Отцы говорят, что хотя мы не можем ощутить природу адского огня, но он существует и он во много раз больнее и нестерпимее земного огня.Различными образами люди стараются приблизить к своему сознанию реалии невидимого мира, различные понимания предлагают. Например, многие философы считают, что внутренний адский огонь — это горение зла, гордыни, гнева, алчности в той душе, которая все эти страсти скопила внутри себя на земле. А внешний адский огонь — эта та атмосфера ужаса, боли, которая зависает в отношениях собранных вместе грешников и бесов. Слово же «огонь» — самое точнее и подходящее потому, что ад — это непрерывный распад, непрерывное раздирание и разрушение с болью и мукой, происходящее и внутри души, и в той атмосфере, где она оказалась. Этот распад, как и горение, сопровождается выбросом энергии. Но и это понимание ада и рая, как и всякое другое, приближает к нам рай и ад, но не даёт нам возможности побыть в них, ощутительно с ними соприкоснуться.
Как страшно и плохо мы об аде ни подумали бы и ни сказали, все равно ад в миллион раз страшнее. И с какой любовью и восхищением мы ни подумали бы о рае, все равно рай в миллионы раз прекраснее.
Святитель Иоанн Златоустый считает, что не стоит земному человеку прилагать внутреннее усилие, чтобы проникнуть в природу рая и ада. Ведь и так, когда человек умрёт, его невещественная душа, не отягощенная материальным телом, сродственная духовным мирам, сразу же эти миры ощутит, поймет и явно увидит.
Не на то нужно положить человеку все силы, чтобы понять, каковы рай и ад и где они находятся, а на то, чтобы избежать ада, спасти себя от адских мук и заслужить вечную райскую награду.
Киселева Л.А.
По материалам сайта katechio.narod.ru