Для чего нам нужен храм
Дом Мой есть дом молитвы.
Лк. 19, 46
Храмом, или церковью, называется здание или помещение, специально построенное или приспособленное для духовной цели — совершения собирающимися здесь христианами соборной (совместной) молитвы Богу. После постройки церковное здание освящается по особенному чину (порядку) епископом или священником по благословению епископа, после чего храм силой и действием благодати Святаго Духа приобретает своего Ангела Хранителя и иные особенные свойства, становится не простым домом, но, по словам святых отцов, земным небом.
Здесь таинственно пребывают сам Владыка мира Господь Исус Христос, Пресвятая Богородица, святые ангелы и архангелы и множество святых угодников Божиих. Здесь священнослужителями совершаются моления и Таинства церковные для духовного очищения, просвещения и освящения православных христиан. Здесь, наконец, происходит и самое великое церковное тайнодействие: во время Божественной Литургии жертвенные хлеб и вино непостижимым для человеческого ума образом прелагаются (превращаются) в истинное Тело и Кровь Самого Спасителя Христа, т.е. совершается Таинство Евхаристии. С церковного амвона (возвышения перед Царскими вратами иконостаса) в словах пастырской проповеди звучит возвышенное учение Владыки Христа, святых пророков, апостолов и святых отцов, говоривших по внушению Духа Святаго. Эти слова и поучения открывают нам истинную мудрость, истинный путь и свет и в нынешней временной жизни, и в будущей безконечной. Поэтому всякий храм есть также и школа (училище), где люди познают главные науки — правую, Богом данную, веру и христианское благочестие.
Можно по справедливости назвать храм источником нашей жизни, ибо, по словам Господа Исуса Христа, не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4). И еще: Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них (Мф. 18, 20). Отсюда следует, что всякий человек, не ходящий в храм на молитву Богу, тяжко согрешает: он лишает себя божественной пищи и радости как в настоящей, так и в будущей жизни и становится, таким образом, духовным самоубийцей.
Но почти то же можно сказать и о человеке, который ходит во святой храм, но посещает его безчувственно, механически, по привычке, без должного внимания к совершаемому в церкви священнодействию, пению и чтению. Такие люди, находясь в храме, не получают от этого никакой пользы. К сожалению, таких прихожан немало среди современных старообрядцев. Всем нам необходимо помнить слова Спасителя: Приближаются ко Мне люди эти устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня… (Мф. 15, 8-9), — чтобы не уподобляться безплодной смоковнице (Лк. 13, 6-9). Поэтому данное пособие полезно будет прочитать и тем, кто только приобщается к церковной жизни, и тем, кто с ранних лет привык считать себя христианином.