И зачем ещё душа какая-то нужна?

Untitled-1О ТОМ, ЧТО НАША ДУША МОЖЕТ ВМЕЩАТЬ В СЕБЯ НЕОБЫКНОВЕННО МНОГО И О ТОМ, ЧТО ОНА УСТРОЕНА ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТОБЫ БЫТЬ ДОМОМ БОЖИИМ

Мы размышляли о Боге, а теперь пришло время поговорить о человеческой душе. Мне хочется повторить для Вас строки одного из моих любимых стихотворений.

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок как шелк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.

И.Бунин. «Детство»

Поэт вспоминает себя десятилетним ребенком. Зрение, слух, обоняние, осязание маленького человека распахнуты, как окна. И через них в его душу входит сотворенная Богом красота. Душа поэта запомнила и через слово передала нам теплое прикосновение к ногам хвойного ковра и теплоту соснового ствола, воздух, пропитанный запахом смолы и муравьиного спирта, свет, зной и синюю небесную высоту.

И вот, заметьте! Какое красивое и радостное Божье чудо! Мальчик-то мал, а ведь весь сосновый бор в нем, он взял, впустил его в свою душу. В маленькой душе поместилось так много. Бог наделил наши души таким удивительным свойством — охватывать собой, собирать в себе необыкновенно много.

Но принять в себя душа может только то, что полюбит, чему порадуется. Идет человек в жаркий летний день просёлоч­ной дорогой, перед ним светлая даль, синь небес, зелень полей, солнечный блеск, травный аромат. Мал человек, но его душа всё это любит, и вот это все в ней.

М.В. Ломоносов написал о ночном небе: «Открылась бездна звёзд полна, звездам числа нет, бездне – дна». Человек в звездных мирах меньше песчинки, но душа человеческая почувствовала Божье величие в движении этих миров и, благо­говейно восхитившись, приняла космические просторы внутрь себя.

Итак, душа человека открыта навстречу бесконечности и вечности и стремится их объять собой.

Творец устроил нашу душу таким чудесным образом для того, чтобы Ему, Богу, бесконеч­ному и невместимому, можно было бы войти в человеческую душу, поселиться и жить в ней, как в доме.

Не об этом ли мы просим Бога, произнося молитву: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истинный, иже везде сыи, и вся исполняя, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже, душа наша». В этой молитве, обращаясь к Богу, мы называем Его Царем Небесным, Утешителем, Духом истины, который везде находится и все Собой наполняет, Сокровищем всякого блага и Подателем жизни. А, обратившись, мы высказываем Богу наши просьбы, мы говорим Богу: «Прииди и вселися в ны», то есть в нас, в наши души, а также просим наши души очистить и спасти.

В Евангелии от Иоанна читаем слова Господа Исуса Христа: «… кто любит Меня, тот соблюдёт слово Мое; Отец Мой возлюбит его, и Мы придём и обитель у него сотворим» (Ин., 14:23). Исус Христос — второе Лицо Пресвятой Троицы — Бог Сын, соединивший на земле Свое Божество с Человеческой плотью, поэтому Его слова «Мы придем» означают, что Бог Пресвятая Троица придет в душу человека и сотворит в ней обитель.

Итак, душа человеческая есть дом Божий, храм Божий, Его обитель, Его жилище. С этим назначением сотворил Бог душу каждого из нас.

О ТОМ, КАК В СВОЕЙ ДУШЕ ЧЕЛОВЕК СОБИРАЕТ СВОЮ ВЕЧНУЮ УЧАСТЬ

Конечно, у вас дома есть кладовая комната, кладовка. Представьте, что вы убрали в кладовку какуюто ненужную вещь, например, старую кастрюлю, потом складывали туда другие веши, ещё и ещё, а про кастрюлю забыли, но она из кладовки не исчезла, так и лежала в глубине. Потом вы стали делать уборку, вынесли вещи, что,. были поближе к выходу, потом те, что лежали дальше, и нашли кастрюлю. «Вот она, наша кастрюля-то, а мы и забыли, что у нас такая была». Да и все вынесенные из кладовой вещи, которые накапливались в ней постепенно с течением времени, вы увидите все вместе и все их вспомните.

А теперь вместо кладовой представим нашу душу. В свою душу мы тоже много всего складываем, собираем. Накапливаем в ней хорошее, прекрасное, драгоценное; но бывает, складываем в неё ненужное, разный мусор, а бывает, собираем противное, гнусное и страшное.

Так что же именно, и как, и когда мы в свою душу собираем?

Дело в том, что всякому нашему поступку, всякому нашему слову предшествуют мысли, чувства, состояния, которые мы рождаем в своей душе.

Например, вы не сдержались, поссорились с кем-то, наговорили много резких, грубых слов, но ведь сначала в душе разгорелось черное пламя гнева, душа стеснилась — кажется, могла разорваться от боли. (Кстати, такое внутреннее кипение сопровождается большим выбросом энергии, ею питаются бесы, облепив грешника, они специально разжигают в нём страсти, чтобы получить подпитку.)

Так вот, ссора постепенно угас­ла, жизнь пошла своим чередом, вы ходили на работу, беседовали с друзьями, хлопотали по хозяйству, что-то читали, узнавали. При этом новые и новые впечат­ления приходили в вашу душу. Наслаиваясь друг на друга, они загородили собой то страшное состояние, которое было в вас во время ссоры. Помните, как, поставив в глубину кладовки кастрюлю, мы загородили её другими вещами. Кастрюля так и лежит, не исчезает из кладовки — так не исчезает, не тает во вре­мени позабытое нами гневное состояние, а хранится до времени, законсервированное, в душе.

Но не только гнев сжигает нашу душу. Гложет её зависть, как червь, точит уныние, изматывает обидчивость, и особо страшной болью воспаляет душу гордыня. ВСЁ ЭТО СТРАСТИ. Каждое злое слово и дело сопровождается накалом страстей. Совершив грох, мы оставляем в своей душе память об этом грехе — соответствующую порцию страстного болезненного состояния. Эти страстные состояния заслоняются новыми впечатлениями. Но, забытые, они остаются в нашей душе.

Так же и всё светлое, родившееся в душе, сохраняется в ней. Помолился ли истовой, горячей молитвой, утешил ли, поддержал ли попавшего в беду человека, читал ли со вниманием и пониманием Слово Божие, простил ли от всей души обидевшего тебя. Во всех этих делах озаряется человек духовным светом, собирает в себя мир, утешение, спокойствие, ясность. И всё это не просто блеснуло в душе на тот миг, пока делалось доброе дело. Всё это приобретено душой навечно. Все собравшиеся в кладовую постепенно, с течением времени, вещи можно будет обнаружить и все вместе окинуть взглядом, когда в кладовой будет уборка и все вещи из нее вытащат для сортировки. Такой момент наступает и для человека, когда приходит физическая смерть. Душа покидает тело, выходит из него, смотрит на тело со стороны как на сброшенную одежду.И вот тогда в душе, сразу, в одном настоящем моменте является всё пережитое), перечувствованное, передуманное. Был маленький — кричал, капризничал, и вот душа, вышедшая из тела, вновь переживает тесноту, вновь кипят слезы так, как будто это происходит сейчас. Был подростком — обижал, дрался, и тот давний гнев, давняя ярость вновь болью раздирают душу. Стал взрослым — копил богатство, ненасытность, как червь, точила и точила душу, и вот после телесной смерти душа ощущает этого червя жадности. Причем в жизни всё это плохое посещало душу по очереди, одно за дру­гим, но в вечности время не движется, всё охватывается одним на­стоящим, и в этом настоящем моменте собирается боль от ВСЕГО плохого, сотворенного человеком.

Вот и выходит, что человек САМ в течение своей жизни СОБРАЛ В СВОЮ ДУШУ ОГОНЬ, который его изнутри терзает и сжигает.

Кстати, вы, наверное, догадались, почему в церковных книгах ад называют вечным огнём… Ведь горение — это распад, разрушение, при котором происходит большой выброс энергии. А когда душу терзают страсти, она и находится в состоянии постоянного распада, при котором выбрасывается энергия (как уже говорилось, этой энергией питаются бесы). Это вечное горение без сгорания, смерть, постоянно происходящая в вечном настоящем.

Боль и одной-то ссоры душа едва выносит, каким же нестер­пимым бу-дет мучение души, если разом сложится всё плохое, ког­да-либо бывшее в человеке!

Также и радость от всего доброго вспомнится, соберется вместе, обнаружится в душе, покинувшей тело, расцветет и засияет в ней.

— Да где они, рай и ад? Что-то ещё никто не долетел до рая! Что-то еще никто не докопался до ада, — посмеиваются неверующие. Но они не туда смотрят. Смотреть надо в свою душу. Именно в своей душе каждый человек собирает или свой ад, или свой рай. Что набрал в себя человек, то и станет его вечной участью после телесной смерти.

Конечно, ад и рай — это не только внутреннее состояние, в котором ушла душа в вечность. Душа невещественная и невидимая. Покинув тело, она воспринимает бестелесный, невидимый, духовный мир и занимает своё место в этом мире. Так, церковное предание говорит о том, что в смертный час душа человека, вошедшая в духовный мир, видит ангелов и бесов, которые ведут об этой душе спор. Чьих дел больше совершил человек, с теми и остается его душа (или с ангелами в светлом месте, или с бесами в мучениях), С этого мо­мента душа будет, дожидаться Воскресения тела в день Страшного Суда и окончательного определения своей участи в этот день.

Киселева Л.А.

По материалам сайта katechio.narod.ru