Мужа Бог поставил главой, с мужа первого и спросит
«О, времена! О, нравы…» В наше время вседозволенности и распущенности все чаще и чаще приходится слышать от молодых людей разного пола взаимные обвинения. Девушки и женщины обвиняют мужчин в похотливости, непостоянстве, пассивности, безразличии, уклонении от обязанностей, невнимании, бесчувственности и многом другом. От парней же и мужчин приходится слышать обвинения второй половине в меркантильности, пристрастии к роскоши, бесстыдстве, откровенном пресмыкательстве перед владельцем тугого кошелька и презрением к менее денежным, но куда более достойным юношам, неверности, нежелании заниматься домашними делами, эмансипированности. Часто от женщин приходится слышать о том, что уже не осталось достойных мужчин, что прошли времена доблестных рыцарей и героев, а вместо них пришли телезрители с бутылкой пива или водки.
Но если от женщин ещё допустимо слышать подобные обвинения в адрес мужской стороны, то от мужчин слышать такие речи просто даже удивительно. Однажды пришлось прочитать статью, написанную, судя по всему, каким-то молодым человеком. Он с иронией и сожалением писал о том, как опустились в наше время девушки, признавая их ничем не отличающимся от блудниц, торгующих собственным телом ради роскошных подарков. Статья, стоит сказать, стала весьма популярна среди молодых парней, несмотря на то, что на самом деле её содержание больше обвиняет мужчин, чем женщин. Ибо в падении современных девиц обнаруживается многократно большее падение тех, кто называют себя мужчинами. А в том, что это именно так мы убедимся, обратившись к учению древлеправославной церкви.
Если откроем Священное Писание в том месте, где рассказывается о начале нашего бытия, то обнаружим нечто, заграждающее уста всякому из мужей, который вознамерится с дерзостью обличать женское нечестие, не позаботившись прежде о собственном нерадении.
После падения прародителей, после наложения проклятия на первого виновника падения древнего змия – дьявола, Господь сказал жене: «умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Бытие 3:16).
Слышал ли ты муж, что повелел тебе Господь? Видишь ли, какая власть дана тебе Богом? Господь как бы говорит тебе: «Вот, жена твоя согрешила. Вот, она и тебя прельстила, о человек. Обнаружилась её немощь и неспособность к руководству собственной волей. Не вынесла она свободы данной ей. Так да будет отныне она во власти твоей. Дабы ты владел той, которая оказалась неспособна владеть сама собой. Дабы кроткой рукой владычества врачевал ты немощь её. Дабы удерживал ты её от ещё большего падения».
В поучении венчающего священника новобрачным сказано: «Как крест на Церкви, так и глава муж жене». И всехвальный апостол Павел повторяет тебе: «всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» (1Кор. 11:3). Что же видим мы ныне? Господин превратился в раба. Назначенный владычествовать, сам стал рабом страстей. Хозяин дома бросил все управление и, словно поражённый какой-то болезнью недвижимости, сидит перед телевизором. Назначенный стоять перед Господом, забыл путь в храм Божий. Тот, кому должно идти первому на поклонение Создателю и вести за собой домочадцев своих, прячется дома и говорит жене: «иди ты вместо меня». Тот, кому назначено молиться о доме своём, бросил все и предал дьяволу. Поставленный говорить с Самим Господом в Церкви и постами и обетами испрашивать у него милость к стране своей, вместо этого откармливается и изнеживается в кровати как свинья в болоте, ожидая , когда враг придёт поразить его и восхитить жену и дочерей его. Назвавшийся именем Христова воина и облекшийся в доспехи благодати Святым Крещением, позорит Имя Царя Христа. Призванный поражать дьявола и одарённый властью искоренять бесов страстей, стал их покорным слугой, проводя жизнь в удовольствии и беспечности. Поставленный на земле быть хранителем истины, стал её врагом.
Каждый воскресный день Господь, видя в храме преимущественно женщин, вопрошает: «Адаме, где еси?»(Бытие 3:9). Не оттого ли беды постигают тебя и отечество твоё, человек, что попрал ты заветы Бога твоего? Не потому ли враги дома твоего умножились и укрепились паче тебе, что оставил ты заветы отцов твоих? Не из-за этого ли надвигается на тебя голод и лишения, что подобно блудному сыну оставил ты Дом Отца твоего Небесного Церковь и решил идти в страну своеволия?
А теперь мы сетуем на молодёжь, беды в государстве, на девиц и женщин, на их меркантильность и поведение, подобное лишенных стыда блудниц. Беcстыдствующие девицы, не дочери ли отцов? Не воспитывались ли мужами? Делающие аборты жены и дщери, не за деньги мужей не с согласия их совершают детоубийства? Блудящие, попирающие печать чистоты подростки, не сыновья ли, воспитанные отцами? Жена прелюбодейка, не с прелюбодеем ли совершает гнуснейший грех? Не отцы ли позволяют ещё маленьким дочерям внимать разврату и богохульству, проповедуемым проклятым телевидением, эстрадой и кино? Блудницы не от мужей ли получают плату за смертный грех? Сыновья, сетующие на развращённость девиц, не в местах ли беззакония встречают их? Не в ночных ли клубах? Не на бесовских ли игралищах и мирских ли праздниках, целью которых есть объедение, упивание и то бесчинство, бывающее следом?
Итак, возлюбленные о Христе братия, да обратимся, наконец, от безумия нашего. Отвержем от нас иго беззакония, охватившее нас. Ибо тщетно ли названы мы воинами Христовыми? Тщетно ли облеклись в одежду крещения, носящую символы Царя Христа? Тщетно ли дарована нам благодать? Да познаем же, что о всём этом надлежит нам дать ответ Царю нашему Ісусу Христу. В начале бытия Господь вопросил о лукавстве презреннейшего змия, затем о преступлении заповеди вопросил слабейшую мужа женщину, и, в конце концов, в лице праотца нашего Адама и нас, мужей. Но теперь, когда нас Господь поставил хозяевами над домом, городом, государством, что скажем мы? Чем оправдаемся? Кого обвиним в детоубийствах, кого в распущенности наших сыновей и дочерей, изобилии блудниц, проклятых ночных клубов и других беззаконнейших собраний? Кого обвиним в том, что Церкви Господа Бога нашего пустуют?
Мужа Бог поставил главой, с мужа первого и вопросит. Мужу дал право стоять пред престолом Божиим, с мужа начнется и наказание, ибо «вот, Бог всеми мерами во всех Писаниях внушал страх и показывал, что грех ненавистен Ему. Как погиб в потопе современный Ною род? Не за похотливость ли, когда люди с неистовством возжелали красоты дщерей? Не было же в то время сребролюбия, идолослужения, волхования и войн. За что и содомские города пожжены огнем? Не за то ли, что члены свои предали вожделению и нечистоте, которые по воле их владели всеми ими во всех скверных и непристойных деяниях? Не за любодеяние ли одного человека в одно мгновение подпало смерти двадцать пять тысяч сынов первенца Божия Израиля? За что отвержен Богом сей исполин Сампсон, который в утробе матери был отделен и освящен Богу. О котором, как об Иоанне, сыне Захариином, до рождения благовествовал Ангел и который сподобился великой силы и великих чудес? Не за то ли, что святые члены свои осквернил сожитием с блудницею? За сие-то удалился от него Бог и предал его врагам его. А Давыд, муж по сердцу Божию, за добродетели свои сподобившийся того, чтобы от семени своего произвести обетование отцов и чтобы воссиял от него Христос во спасение целой вселенной, — не наказан ли за прелюбодеяние с одною женою, когда глазами своими увидел красоту ее и пала стрела в душу его? За сие Бог воздвиг на него брань в дому его, и изгнал его происшедший от чресл его, хотя Давыд со многими слезами приносил покаяние, так что и постелю свою омочал слезами, и Бог изрек ему чрез Пророка: «…Господь отъя согрешение твое» (2Цар.12:10).
Намереваюсь воспомянуть и о некоторых, живших прежде него. За что гнев Божий и смерть пришли на дом священника Илия, праведного старца, сорок лет украшавшегося священством? Не за беззаконие ли детей его, Офни и Финееса? Ибо не согрешил сам он, и они грешили не по его на то согласию. Но, поелику не было у него ревности наказать их за преступление пред Господом, и отец любил их более, нежели повеления Господни. Чтобы не подумал кто, что Господь на тех одних, которые все дни жизни своей изжили в беззакониях, являет гнев Свой за этот безрассудный грех, показывает ревность Свою на близких к Нему, на священниках, на судиях, князьях, людях, освященных Ему, которым вверил чудотворения. Сим дает знать, что Бог никогда не оставляет без внимания, как скоро являются преступившие законоположения Его. Написано у пророка Иезекииля: «сказал человеку, которому заповедал Я истребить Иерусалим невидимым мечом: начни с предстоящих жертвеннику Моему и не минуй старца и юношу» (см.: Иез.9:6). А сим показывает, что близки и любезны Ему те, которые в страхе и благоговении ходят пред Ним и исполняют волю Его, и что святы пред Богом доблестные дела и чистая совесть. Уничижающих же пути Господни и Он уничижает, и отвергает их от лица Своего, и отъемлет у них благодать Свою. Ибо за что вышел внезапно приговор на Валтасара и, как бы рукою, поразил его? Не за то ли, что посягнул на неприкосновенные приношения Ему, какие похитил в Иерусалиме, и пил из них сам и наложницы его? Так и те, которые посвятили члены свои Богу и снова употребляют их на дела мирские, погибают от невидимого удара.
Поэтому не будем в ожидании покаяния, с отважностию подаваемою нам Божественными Писаниями, презирать словес и угроз Божиих, и прогневлять Бога несообразностию деяний своих. И осквернять члены, которые однажды навсегда освятили мы на служение Богу. Ибо вот и мы освящены Ему, как Илия и Елисей, как сыны пророческие и прочие святые и девственники, которые совершали великие чудотворения и лицем к лицу беседовали с Богом, и все бывшие после них, как то: Иоанн девственник, и святой Петр, и прочий лик благовестников и проповедников Нового Завета, которые освятили себя Господу и прияли от Него тайны, одни из уст Его, другие чрез откровение. И стали посредниками Бога и человеков и проповедниками Царства во вселенной». (Прп.Исаак Сирин. Слова Подвижнические, слово 62).
Итак, возлюбленные о Христе братия, да не будем более пустословить и сетовать без пользы, но приложим усилия, дабы и мы и наши братья по вере и крови, наши друзья, а наипаче и сыновья послужили крепко Господу. Потрудимся прилежно, о братия, чтобы города наши и улицы очистились от беззакония. Чтобы не попирались заповеди Божии в тех местах, где мы живем. И если увидим мы, что уклоняется брат наш ко греху, то да упросим его покаяться. Если увидим, что кто-то из ближних наших идет на пагубное детоубийство, то всеми силами да остановим его. Ибо это наша обязанность пред Богом. Ибо мы мужья и отцы, а значит, нам отвечать о доме нашем, будь то семья, село, город или государство. Итак, да обратимся за мудростию ко Господу. Войдем в храм Его и помянем сами себе и друг дргуа, о братия, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Редакция «ВСП»