О воспитании

cgb4av5jbp8Возлюбленные о Христе братия и сестры и дорогие читатели!
В рубрике «На злобу дня» побеседуем с любовью вашей о такой теме как воспитание детей.
С появлением в семье ребенка родителям вручается новая, еще чистая, как лист бумаги, личность — человек. Пока этот человек еще маленький и беспомощный, но совсем скоро он вырастет и станет способным влиять на этот мир. Творить добро или причинять зло, отдавать или брать, и в основном его выбор будет зависеть именно от воспитания родителей.
Именно формирование правильной, с точки зрения родителей, личности, и есть главная цель воспитания ребенка. Цель, о которой мы, увы, стали забывать. Почему все чаще современные родители обращаются к всевозможным системам, тренингам, теориям, воспитания? Почему посещают различные семинары? Потому что все больше детей стали непослушны, невнимательны, безответственны и разбалованны. Кто в этом виноват? Конечно же, сами родители. Но почему же тогда родители сами вредят своим детям? Уже ли делают это умышленно? Конечно, нет. Просто мы – родители, в мире хаоса и неразберихи потеряли самих себя, а потеряв себя, теряем и наших детей.
Мы пытаемся исправить в наших детях лишь симптомы: непослушание, прекословие, обман, лукавство, лень, гнев, раздражительность. Но все это невозможно исправить, не имея пред собой четкий образ того человека, которого мы хотим вырастить. Кем он будет? Какие ценности и принципы он будет преследовать? К чему будет стремиться? Дать четкий ответ на эти вопросы невозможно, пока мы не ответим на главный вопрос – а кто же такие мы?
Православные, католики, мусульмане, иудеи, язычники, атеисты, космополиты или националисты, кто мы? Не ответив самим себе и не сформировав четкого мнения о себе и о своей системе ценностей, не определив, что для нас есть доброе, а что злое, тщетно будем пытаться мы достичь успеха и в воспитании. Ибо личность человека формируется не системой психологических приемов и уловок, а в первую очередь достойным примером воспитателя и окружающих. Кого же воспитаем мы, если сами не знаем кто мы? Явно, что и сами не знаем кого.
Именно в этом бессмыслии о себе видится главная проблема наша, а более — наших детей. В современном мире с поразительной скоростью сокрушаются все межкультурные, межнациональ- ные и межрелигиозные грани. Все больше вводится новая идея абсолютного глобализма и космополитизма. Все меньше человека интересует его национальная, культурная и религиозная индивидуальность, уступая место интернационально — межрелигиозной безлично- сти. Такое смешение во всем приводит современного человека к совершенной дезориентации в своих собственных религиозных и нравственных устоях, которые просто упраздняются. Большая часть населения планеты свободно может назвать себя верующими одновременно и в Кришну, и в абсолютный разум, НЛО, Перуна или Тора? При этом обобщая все это наименованием богов, или бога. На вопрос «Разве так можно?», ответят: «Почему бы нет?».
Кем же будут их дети?..
Кем же будут наши дети?
Возлюбленные о Христе братия и сестры и дорогие читатели, большинство из нас, слава Богу, может четко дать ответ на вопрос: «Кто мы?». Мы – православные христиане, мы верим в Господа нашего Исуса Христа и Его Святую Церковь. Мы имеем бесценный дар, которого не имеет права назвать своим, отвергающий Бога, мир – святые заповеди, хранящиеся в Священном, Богодухновенном Писании. Зная кто мы, можем ответить и на волнующий нас вопрос: кем мы хотели бы, чтобы были наши дети? Православные христиане, верующие в Господа Бога нашего Исуса Христа и исполняющие Его спасительные заповеди. Зная эту цель, мы с младенческого возраста учим наших детей самое главное, без чего, удивляюсь, как возможно вообще воспитывать человека. Мы ставим в основу нашего воспитания Господа Бога. Затем учим их о том, что существует добро, которое приводит нас Богу и соединяет с ним и друг с другом, и зло — грех, который разделяет нас между собой и отдаляет от Бога.

А далее и о том, что становится камнем преткновения для многих, не вникнувших в суть предмета людей. Далее мы учим детей о том, что существует награда за добро и наказание за зло, которые вместе есть ничто иное, как ответственность за свои поступки. Ответственность, которую несмысленные люди пытаются преподнести, как воспитание на страхе и запугивании. Слыша о том, что мы рассказываем нашим детям о мире вечном, и о посмертной участи душ добрых и злых, они протестуют и возмущаются, представляя в предлог то, что дети вырастут запуганными и забитыми, с комплексами неполноценности и множеством страхов, спровоцированных религиозными табу. Однако, если мы рассмотрим их возражения, то обнаружим всю несостоятельность и противоречивость их домыслов. Достаточно спросить у них о том, учат ли они своих детей правилам дорожного движения и как это делают. Не объясняют ли, что будет, если их не соблюдать и не говорят ли, что ни в коем случае нельзя выбегать на проезжую часть? И учат, и рассказывают о последствиях детям – это ли не воспитание на страхе смерти? А о грибах съедобных и несъедобных? А о ядовитых растениях? А о правилах поведения с огнем? А об осторожности с режущими и колющими предметами? А о правилах безопасности на строительной площадке? А о тех же правилах на воде? Сколько таких табу мы находим в современном мире? Бесчисленное множество, но почему-то никто не называет это воспитанием на страхе. А когда мы говорим о целомудрии, о честности, о уважении к родителям, о труде, о любви и добром отношении к ближнему и вообще о всякой добродетели. И когда говорим о ответственности за зло, за убийство, за воровство, за блуд и прелюбодеяние, за зависть, за ненависть, ложь, лукавство и все прочее зло, ставшее причиной бесчисленного множества бедствий в мире, тогда это называют воспитанием на страхе. Что неосмысленней таких речей, да и как всерьёз можно относится к таким обвинениям, когда и сами те, которые произносят их, прибегают к тому же и устанавливают в государствах законы, воспрещающие и наказывающие все вышеперечисленные пороки.

Итак, достойно всякой похвалы наше учение, или вернее сказать учение Христовой Церкви о праведном воздаянии как добру, так и злу. Да и как иначе возможно научить доброму ребенка? Как докажем ему, что обижать другого — зло, если не все обидчики наказываются в этой временной жизни? Как объясним, что воровать нельзя, когда многие из воров здравствуют и живут в роскоши? Как уверим, что блуд есть зло, когда весь окружающий мир признает это нормой отношений? Никак невозможно сделать это, кроме как преподать прекраснейшее учение о будущем справедливом воздаянии. Воздаяние. Людям порочным невыносимо слышать о нем, поскольку обличает их голос совести, предвозвещающий грядущее наказание за содеянное зло. Невыносима для них мысль о геенне, о будущем суде над делами и помышлениями сердечными, ибо видят наперед, что виновны они, ибо любят и творят зло. Тогда вместо спасительного покаяния, всегда открытого каждому, чрез исправление и слово «Прости», говорят о том, будто не будет ни суда, ни наказания за зло, тем самым делая бессмысленным само стремление к добру. Коль скоро нет воздаяния за грехи, то выходит из их слов, что и насильник, и разбойник, убийца и вор, прелюбодей и изверг достигнут одинакового с милосердным и праведным человеком. Что за откровенное безумие, иначе не назовешь его? Но мы, возлюбленные о Христе братия и сестры, научим детей наших, что есть Праведный Судия, всегда видящий не только дела наши, но и помышления сердечные. Что все мы дадим Богу ответ в помыслах и соделанных делах наших. Что хоть и тяжело в этом временном мире сохранить правые пути, но все же не стоит отч аиваться, делая добро и завидовать людям порочным, которые преуспевают в этой жизни, ибо главное богатство человека – добродетель, а крайняя нищета – это порочная жизнь. Что всякое добро и всякое зло возвращается, если не здесь, то в будущей жизни по слову святых отцов сказавших: «Знай, брат мой, что если кто оскорбляет другого или делом или словом, то после сам бывает оскорбляем стократно более» (Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк). И, наконец, научим их быть милостивыми к людям, как и Господь наш Милосерд к нам. Ибо видя, что все грешны мы, оставил Он нам спасительное покаяние, и, если и уклонимся мы в грех, то всегда можем раскаяться. Всегда можем вернуться в отеческий дом, из которого ушли. Всегда можем сказать «Прости» и получить прощение. Итак, возлюбленные о Христе братия и сестры и дорогие читатели, возложим надежды наши на Господа и с Его помощью и покровительством Его Пречистой Матери Пресвятой Богородицы постараемся, сколько можем, научить наших детей вере христианской, и заветам Господа Бога нашего, которым отцы наши научили нас, а их научили их отцы, и так далее, чего и желаем вам дорогие читатели.

Редакция «ВСП»