Одежда для молитвы
Среди православных христиан-старообрядцев сохраняется древний благочестивый обычай иметь для молитвы в храме особую одежду.
По сути, она есть то одеяние, которое употреблялось в Древней Руси в повседневном обиходе: кафтан или русская рубашка-косоворотка, носимая навыпуск и под пояс, для мужчин и сарафан для женщин. Одежда эта хранится в доме или в храме, в особо устроенном помещении.
Женщина обязана также покрывать голову платком (а не шапкой или иным головным убором), который (по обычаю староверов Центральной и Северной России, а также Сибири) спереди не завязывается узлом, а по-особому закалывается булавкой. Платок должен быть из непрозрачной ткани, не ярким и не цветастым, а скромным и приличным для молитвы и пребывания в храме. Женщина должна покрывать голову так, чтобы не было видно волос. Размер платка должен быть таков, чтобы накрывались плечи и грудь. В дни воскресные и праздничные принято надевать платки белые и иных светлых тонов, в дни же постные (в том числе такие, как праздники Воздвижения Честнаго Креста, 27 сентября, и Усекновения Главы Иоанна Предотечи, 11 сентября) надевают платки черные и других темных тонов. Замужняя женщина под платком должна носить еще и повойник (кичку) — особый чепец, который благословляет ей священник с молитвой при Венчании.
Те христиане, которые почему-либо не имеют кафтанов или сарафанов, должны стараться их приобрести: обычно в каждом более или менее крупном старообрядческом приходе имеется кто-либо, занимающийся пошивом молитвенной одежды на заказ. Но если с особым одеянием для молитвы все же есть трудности, скажем, материальные, то для посещения храма можно довольствоваться обычной одеждой, но только она должна быть скромной, опрятной, неплотно облегающей части тела, неяркой по цвету, с длинным рукавом. Для женщин недопустимо появление в церкви без платка на голове, а также в брюках и слишком вызывающей одежде (мини-юбке, блузке с декольте, одежде из прозрачных тканей, с коротким рукавом и т.п.). Напротив, платье (юбка) должно быть длинным, значительно ниже колен, без всяких разрезов и прочих «модных украшений» внешнего мира, будем помнить наставление Апостола, что дружба с миром есть вражда против Бога (Иак. 4, 4). Неприличным также считается и нахождение в храме женщин, носящих обувь на высоких каблуках, ибо не для красования мы вошли в дом Божий; при ходьбе такая обувь производит громкий и резкий стук, отвлекающий от молитвы, кроме того, в такой обуви тяжело совершать земные поклоны и отстоять службу до конца.
Почти все эти наставления обязательны и для молящихся мужского пола. Кроме того, недопустимо входить в храм Божий «при галстуке» и в рубашке (сорочке), заправленной в брюки; а также нельзя в доме Божием, здороваясь, «подавать руку», особенно во время службы. И еще: если уж нет кафтана (для мужчин) и сарафана (для женщин), то должны мы стараться в обыденной одежде, находясь в храме, быть опрятны. Пальто, плащ, пиджак, жакет, кофточка — в чем бы ни были мы одеты, все должно быть застегнуто.
Той же цели — способствовать сосредоточению на молитве Богу — помимо одежды, служит и лестовка, которую должен иметь в руке, находясь в церкви, всякий молящийся.