Повинуйтесь наставникам Вашим
Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
Апостол Павел (Евр.13,17)
Возлюбленные о Христе братия и сестры и дорогие читатели!
В этом слове мы поговорим с любовью Вашей о соборности. О старообрядческой соборности. Как же воистину прекрасно видеть, что наша церковь действительно является той, о которой говорится в высшем средоточении догматов – символе веры: «Верую… во единую, святую, соборную, и апостольскую церковь». Именно такой и подобает быть ей – чистой, святой, непорочной и истинной церкви. Как Царице Цариц, одновременно и владеет она всеми добродетелями, как царством и в то же время украшается великодушностью, состраданием и любовью к еще не познавшим ее величества.
И как прекрасна соборность церкви, когда все члены ее собираются вместе, словно листья на древе и украшают ее, покрывают, создают прохладу и питают древо, собирая, словно лучи солнца, благодать и истину Господа нашего Исуса Христа. И как не создал Он древо с одним лишь листом, чтобы одному ему солнце дарило лучи и чрез него одного древо обретало жизнь, так не соделал он и так, чтобы один кто-нибудь владел истиной, как утверждают некоторые из заблуждающихся, но, чтобы истина преподносилась не единому кому, но всему обществу церкви – собору.
В нашей церкви сохраняется древнее предание, согласно которому, священнослужитель направляется общине не по указанию свыше, подобно тому, как назначается руководство на должности мирские, но избирается соборно общиной. После избрания кандидата высшее духовенство, если нет канонических препятствий, рукополагает его быть кормчим тех, кто его сам избрал и принял.
Этот принцип точно соответствует Священному Писанию, ибо когда и кротчайший из живших на земле Моисей, весьма обременен был бременем кормчего, и сказал: не могу один водить Вас (Втор. 1, 9). Тогда что сделал он? Сказал ли: вот назначаю Вам наставников ваших? Нет. Но что сказал он? Изберите себе,- говорит, — по коленам вашим мужей мудрых, разумных и испытанных, и я поставлю их начальниками вашими (Втор.1, 13). И лишь после того как ответил народ: хорошее дело велишь ты сделать (Втор.1, 14), и избрал достойных. Тогда лишь сказал Моисей: И взял я главных из колен ваших, мужей мудрых, [разумных] и испытанных, и сделал их начальниками над вами, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятиначальниками и надзирателями по коленам вашим (Втор.1, 15).
Подобно сему и святые апостолы, когда умножились ученики и попечения и приступили к ним с негодованием, ответили не так: вот мы назначаем Вам служителей, но слово свое начали, предложив то же, что и законодатель Моисей: братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу (Деян.6,3). И уже после того, как избрало общество мужей из среды своей, и их поставили перед Апостолами (Деян.6, 6). Тогда уже и сии, помолившись, возложили на них руки.
Так точно происходит у нас и доныне. Однако дьявол, не возмогши склонить Церковь на шуе, приступает ныне одесную и невозмогши поколебать соборность нашу пытается извратить ее, придавая ей самые пагубные и уродливые формы. Внушает губительнейшие помыслы, будто соборность есть не стремление к единодушию и миру паствы с духовной властью, а право паствы на власть, стыдно и говорить, над духовенством. Так некоторые из нас не стыдятся говорить, что епископ не имеет права утвердить настоятелем кого-то без одобрения общины, ставя того, кого должны почитать как Самого Христа в подчинение своему изволению. Какое ужасное заблуждение, какое печальнейшее падение.
Муж апостольский, святой Игнатий Богоносец, с любовью увещает: Смотрите на епископа как на Самого Христа. И чем более кто видит епископа молчащим, тем более должен боятся его. Ибо всякого, кого посылает домовладыка для управления своим домом, нам должно принимать так же, как самого пославшего. Поэтому ясно, что и на епископа должно смотреть, как на самого Господа.
Если и духовенство вопрошает нас, и хочет видеть наше волеизъявление, то не для того, чтобы мы к погибели своей начали из-за этого требовать от духовенства с нами совета во всем, ибо мы состоим под властью духовенства, а не духовенство под нашей властью, и не начальству духовному заповедано послушание к пастве, а нам к пастырям. А посему да будет нам в пример братия Киево-Печерского монастыря. Ибо во времена преподобного Антония Печерского, когда удалился он в уединение, а братия осталась без игумена, тогда братия, подвизавшаяся в пещерах, пришли к преподобному Антонию и сказали ему: «Отче, поставь нам игумена!» «Кого хотите вы?»,- спросил он их. И что ответили братия? Не сказали, поставь нам того-то и того-то, или не хотим этого, а того хотим. Но что ответили они? «Кого хочет Бог и Пресвятая Богородица и ты, честный отче!» Достойнейший из ответов достойнейшей братии. Какое послушание! Какое прекрасное согласие с волей пастыря! Где прекословие? Где требование права голоса и выбора? Нет этой пагубы! Но кротость, послушание и смирение, которые удостоились и истинного наставника, которым после преподобного Антония стал преподобный и богоносный Феодосий, начальник русскому общежительству.
Но не остановимся на этом и пойдем далее, чтобы вскрыть эту гнойную рану полностью и очистить ее от злокачественной влаги. Откроем и другие виды этой болезни, чтобы, пренебрегая ими, не оставить язву без врачевания.
Когда община изберет из среды своей мужа для священнослужения, и, испытав его, епископ найдет возможным вручить ему управление церкви, тогда дьявол этим-то избравшим внушает, будто не промыслом Божиим избран он, но их волей и старанием. Так что думают они, будто получивший по их ходатайству сан, теперь стал должником их и должен оказывать им особое почтение. И случается с ними то, что, когда по пастырскому долгу избранный ими, накажет их духовной властью — оскорбляются, считают это недопустимым и уходят из церкви. Увы, не видят они, что в самом начале были обмануты, и то, что нисходит от Господа, разумеем дар священства, решили присвоить себе, своему старанию и попечению. За это и отпали они от Церкви, а думают, что виною их отпадения стала несправедливость избранного ими же кормчего.
Бывает и другое, горше первого, когда дьявол, действуя постепенно, возгревает в пастве недовольство их настоятелем. Медленно, капля за каплей указывает он на недостатки кормчего. На несовершенство в слове и познаниях, на простоту или прямоту. И если кто принимает эти семена лукавого, то вскоре в сердце его возрастает терние непокорства и прекословия так, что несносны становятся для него повеления священника. А далее, если умножится число послушных дьяволу и непослушных Господом данному пастырю, то не останавливаются они и перед тем, чтобы и в лицо укорять иерея и возбудить против него восстание среди общины. И не знают они, окаянные, что восстают против собственного спасения, и сами себе на главу собирают горести.
Все это происки лукавого, которыми он пытается посеять раздор и недовольство среди нас, чтобы нарушить мир и согласие, зная, что как только расторгнет он единомыслие и любовь то легко может низложить каждого, кто последует его внушениям. Но мы, возлюбленные, оградим себя страхом Божиим и положимся не на свою волю и разум, но на волю святых отцов наших, просиявших всяческими добродетелями, сподобившихся благополучно достигнуть конечной пристани и оставивших нам после себя в виде поучений и наставлений тропы, ведущие ко спасению.
Они-то, преподобные, святые отцы наши, зная лукавство дьявола, его злобу и желание посеять вражду между священноначалием и мирянами установили нам правила, которыми направляют нас ко спасению и отвращают от погибели. Итак, послушаем, что пишут они об упомянутом нами пребеззаконнейшем и дерзком деле, разумеем об осуждении и укорении духовенства: Яко недостоит просту человеку, укорити священника, или запрещати, или поношати, или клеветати, или обличати в лице, аще негде и истинна суть. Аще же постигнет сие сотворити простолюдин, сиречь простый человек, да есть анафема, и да изгнан будет из церкви, отлучен бо есть от Святыя Троицы, и послан будет во Июдино место. Писано бо есть, князю людии своих да не речеши зла. Такожде, и настоятеля безчествуяи. (Номоканон при Большом потребнике)
Какое смирение было у святых, терпевших поношения, укорения и другие виды человеческой злобы, но и оно не терпит того, когда не стыдится кто такой дерзости пред духовенством и справедливо, ибо не терпит этого и Сам Бог. Ибо что стало с теми, кто восстал некогда на Моисея и Аарона. Корей, Дафан, Авирон и Авнан восстали, говорит Писание, на Моисея, и [с ними] из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые. И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; всё общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня? (Чис.16,3) Что говорите вы, окаянные? Разве Моисей и Аарон ставят себя выше народа? Не Господь ли послал их? Не Господ ли сотворил чрез Моисея чудеса в Египте? Не Моисея ли руками разверз Бог море и не его ли руками соединил воды и погубил фараона? Но не помнят этого уста гордые и злоречивые, уста недовольные и немирные! И как говорил Господь устами всехвального Павла: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам (Рим.12:19), так и поступил.
И сказал Господь Моисею, говоря: скажи обществу: отступите со всех сторон от жилища Корея, Дафана и Авирона. И встал Моисей, и пошёл к Дафану и Авирону, и за ним пошли старейшины Израилевы. И сказал обществу: отойдите от шатров нечестивых людей сих, и не прикасайтесь ни к чему, что принадлежит им, чтобы не погибнуть вам во всех грехах их. Вникни, здесь научает нас Господь избегать общества непокорных возмутителей, чтобы вместе с ними не подвергнуться одной участи. И отошли они со всех сторон от жилища Корея, Дафана и Авирона; а Дафан и Авирон вышли и стояли у дверей шатров своих с жёнами своими и сыновьями своими и с малыми детьми своими. И сказал Моисей: из сего узнаете, что Господь послал меня делать все дела сии, а не по своему произволу [я делаю сие]: если они умрут, как умирают все люди, и постигнет их такое наказание, какое [постигает] всех людей, то не Господь послал меня; а если Господь сотворит необычайное, и земля разверзет уста свои и поглотит их и всё, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа. (Чис.16,28-30)
Посмотри, что говорит кротчайших из живущих на земле? Не говорит презрели меня, не говорит презрели Аарона, но говорит: презрели Господа, чтобы познали все, что восстающий на Богом данного пастыря восстает на Самого Бога. И лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними; и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и всё имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества. И все Израильтяне, которые были вокруг них, побежали при их вопле, дабы, говорили они, и нас не поглотила земля. (Чис.16, 31-35)
Ужаснемся же, возлюбленные о Христе братия и сестры, страшного греха этого. Убоимся самих помыслов осуждения духовенства, ибо, как видим, и сама земля не терпит такого беззакония. А некогда Мариам жену Аарона поразила и проказа. За что же? За то, что дерзнула она укорить Моисея за происхождение жены его. Упрекали, говоррит Писание, Мариам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку, которую он взял, — ибо он взял [за себя] Ефиоплянку. (Чис.12, 1) И лишь по просьбе Аарона и молитвам законодателя исцелил ее Господь.
Итак, возлюбленные о Христе братия и сестры, вооружимся смирением и послушанием к пастырям, а наипаче любовью к ним, ибо ради нашего спасения труды их. Что говорить и само спасение их поставил Господь в зависимость от спасения нашего, так что за погибель лишь одной души из всей паствы угрожает он совершенной погибелью и самому пастырю. Будем же пребывать в мире, смирении и терпении, молитве и радости, друг з другом благодаря Бога за все. Будем помнить наставления воистину богоносного иже во святых отца нашего Игнатия Богоносца, который наставляет нас почитать епископа и всякого Богом данного пастыря как Самого Христа.
Но если пастырь к великому огорчению учит противно тому, чему учит вся церковь; если ведет стадо в погибель раскола и преступает догматы церкви; если уклоняется в ересь, — лишь тогда все верные чада церкви должны бежать от него как от волка. Если ваш епископ – еретик, бегайте, бегайте, бегайте от него как от огня и змия. (Святитель Иоанн Златоуст) Если твой епископ (или пресвитер, -ред.) начнет проповедывать что-то, что является чуждым установлением, даже если он живет целомудренно, творит чудеса, пророчествует – да будет для тебя, как волк в овечьей шкуре, ибо он является поборником душевной погибели. (Святитель Игнатий Богоносец) Вот когда чадам церкви не только можно, но и нужно воспротивиться павшему духовенству. В других же случаях укоры, возмущения, восстания, прекословия, обличения – тяжкий грех, влекущий за собой печальнейшие последствия.
Возлюбленные о Христе братия и сестры и дорогие читатели! Да сохранит нас Господь от всех козней лукавого, да утвердит нас в правде и истине, да подаст нам мир, единодушие, кротость и смирение, радость и долготерпение, чтобы пребывать нам между собой в благодарении, мире и радости, успешно совершая наше спасение!