Ревность не по разуму

pavel_apostol-12

Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.

Апостол Павел

Возлюбленные о Христе братия и сестры и дорогие читатели, бывает иногда, что мы по простоте своей можем думать, что наша любовь к Богу обязательно должна быть закреплена ревностным исповедничеством или отстаиванием Бога. Читая о святых отцах, исповедниках православия, и их ревности, нам кажется, что ревность по Бозе должна быть непременным условием доказательства нашей любви к Богу. Вспоминая ревность свт.Иоанн Златоуста, свт.Василия Великого, заушение еретика Ария свт-ем Николой Чудотворцем и обличение Никоновой ереси свщм-ом Аввакумом, мы стремимся подражать им, желая вместе с ними постоять за Господа, но, увы, при недостатке рассуждения и излишней горячности, уклоняемся в совсем иную ревность, ту о которой сказано апостолом: имеют ревность по Боге, но не по рассуждению[Рим.10:2].
Так, под видом праведной ревности зачастую дьявол увлекает нас в осуждение наших же братьев по вере и, увы, даже священноначалия. Охваченные мнимой ревностью, мы перестаем видеть собственное заблуждение. Мы спешим обличать всех и вся, ведь наше воображение, или лучше сказать дьявол, рисует нам нас же в виде ревнителей благочестия и поборников православия, в то время, как на самом деле мы являемся их разрушителями и не производим ничего, кроме столь губительного смущения в лоне церкви. Сколько же вреда приносила и приносит церкви эта ревность не по разуму! Ослепленные ею, мы, увидев оступившимися кого-то из братьев наших или еще более священноначалия, тут же соблазняемся и вместо попытки покрыть согрешение ближних тут же начинаем сыпать обличения во всеуслышание. Порой просто больно смотреть, как в приходах или на форумах в интернете, или где бы то ни было горе-ревнители тщательно обсуждают те или иные проступки наших же единоверцев или священства. А если по немощи человеческой (ибо всем мы люди!) согрешит кто-то из занимающих высокий сан в церковной иерархии — то тут недалеко и до настоящего скандала. Как же больно, поистине больно, видеть это поедание друг друга под видом ревности по Бозе.
Что еще хуже, мы не удовлетворяемся одним собственным вредом, но, встретив другого брата, тотчас говорим ему: случилось то, и то, и то. Мы повреждаем брата, влагая грех и в его сердце: мы не боимся угрозы Писания: горе напаявающему подруги своего развращением мутным (Авв. 2:15); мы совершаем дело бесовское и не радим об этом. В чем заключается деятельность бесов? Только в том, что они смущают человеков и вредят им. Мы оказываемся помощниками бесов на погибель свою и ближнего! Кто вредит душе, тот содействует и помогает бесам; напротив того, кто доставляет пользу душе, тот помогает святым ангелам[Преподобный Авва Дорофей]. Это поистине бесовское дело, а совершающие его есть никто иные, как враги церкви Христовой, разрушающие мир и вносящие великие смущения, из-за которых соблазняется великое множество людей.

От чего же это происходит с нами? От того, что не понимаем мы, что такое сия святая ревность. Смотря на святых исповедников и ревнителей православия, мы забываем, что они, поступая тем или иным образом, делали это, руководствуясь внушением Святаго Духа, почивающего на их чистых святых душах. Святые отцы сподоблялись святой ревности не иначе, как после очищения себя подвигами покаяния, потом и слезами испрашивая у Господа Милосердия и прощения грехов. Мы же, не предочистившись сперва смирением перед братьями, не понеся трудов, не достигнув чистоты святых и не достигнув в их меру любви, как можем подражать ревности их? Думая из ревности по Бозе обличать и наставлять ближних, мы приносим вместо дел правды лишь плод собственных страстей, которые служат не ко благу, а ко всякому злу, ибо если б мы имели любовь, то смотрели бы с милостью и состраданием на недостатки ближнего, как и Писание говорит: любы покрывает множество грехов (1 Пет. 4:8): любы не мыслит зла, вся терпит (1 Кор. 13:5). Если б мы имели любовь, как я сказал, то эта любовь покрывала бы каждое согрешение брата, как поступают и святые, видя недостатки человеческое. Неужели святые слепы? Неужели они не ненавидят согрешений? И кто столько ненавидит грех, как святые? Ненавидя грех, они не ненавидят согрешающего, не осуждают его, не отвращаются от него. Они состраждут согрешающему, наставляют его, утешают, врачуют как член немоществующий, делают все, чтоб спасти его. Святые привлекают брата к добродетели долготерпением и любовью, а не отвращаются от него, не гнушаются им. Как мать, имея безобразного сына, не гнушается им и не отвращается от него, но с любовью заботится искусственными украшениями загладить природный недостаток и делает все, чтоб украсить сына: так и святые постоянно покрывают, украшают согрешающего, заступаются за него с тою целью, чтоб его исправить со временем, чтоб не допустить других до повреждения по причине его и чтоб самим еще более преуспеть в любви Христовой [Преподобный Авва Дорофей].
Сколько же успел диавол разрушить мир в церквях, используя таких, как мы праведников? Великое множество! Сколько людей оттолкнули от церкви горе-ревнители грубым, лишенным любви обличительным словом? Великое множество! Сколько нестроения, раздоров, споров возникло в церквях из-за ревностных криков мнимых праведников, жаждущих справедливости и будто бы отстаивающих благочестие? Поистине великое множество! К нам, окаянным, стремящимся обличать ближнего, обращены слова преподобного Исаии Отшельника: Несчастный! Ты умоляешь Бога о прощении грехов твоих, и даже доныне долготерпит тебе Бог, не обличая грехов твоих, а ты гневаешься на брата твоего и без милосердия объявляешь грехи его. Знаешь ли, что явствует из этого? Из этого явствует, что ты находишься еще во грехах твоих и не получил в них ни малейшего прощения.
Что же делать нам? Как же поступать нам? Как оградить себя от заражения мнимой праведностью, которая суть пагубнейшее фарисейство? Как правильно поступить нам, когда видим ближнего, поступающего неправильно?

Святые отцы православной церкви во всех этих вопросах сходятся в одном: не должно говорить отнюдь ничего, когда мы чувствуем смущение. Наша ревность не по разуму узнается через смущение, которое всегда сопутствует бесам. Так, если увидим кого-то согрешающим, можем чувствовать прилив гнева и негодования, ощущать возникшее в сердце волнение, возможно, огорчение и желание тут же укорить словом согрешающего — все то это свидетельствует о том, что помыслы наши исходят от лукавой стороны. В таких случаях святые отцы советуют не говорить ничего ближнему, но успокоиться и дать воцарится в уме и сердце миру. Ибо часто, не зная сути происходящего, мы можем быть обмануты собственным зрением, приняв одно за другое. Преподобный Пимен Великий говорил: «Писание говорит: я же видеста очи твои, глаголи [Притчи. 25:7], а я говорю вам: если и руками вашими осязаете что, то и о том не свидетельствуйте». В подтверждение этому Авва привел следующий случай: «Некоторый брат был обманут таким образом: он увидел ближнего своего грешащим с женою. Долгое время он боролся со своим помыслом. Наконец, победившись, подошел к ним и толкнул их ногою, говоря: «Перестаньте!» Тогда оказалось, что это были два пшеничные снопа, лежавшие один на другом» [Древний Патерик]. Сей же великий преподобный отец был спрошен некоторыми учениками: «Если мы увидим брата согрешающего, должны ли сказать ему об этом?» Старец отвечал им: «Что касается до меня, то если встретится мне нужда идти мимо и увижу его грешащим, — пройду мимо, ничего не говоря ему» [Древний Патерик].
Лишь обретя спокойствие и мир в сердце, лишенного действия страстей гнева или тщеславия, мы можем сказать слово ближнему Бога ради. Если хочешь говорить о согрешении брата, говори бесстрастно – или чтобы исправить его, или чтобы доставить пользу другим. В противном случае и говоря без этих оснований, ты не избежишь наказания Божия: сам непременно впадешь в те же или еще худшие согрешения, будешь лишен Божией помощи и посрамишься, обличаемый другими [Изречения старцев].
Вразумимся же, возлюбленные о Христе братия и сестры и дорогие читатели, и поймем, что истинная ревность происходит не от обличения согрешений и проступков ближних или, не дай Бог, священства, но от великого смирения перед ними и прощения грехов. Только из такого настроения и благословения настоятеля, если это церковь, позволительно нам наставлять Бога ради братьев наших ради пользы их, о священноначалии и говорить стыдно. Если же не достигли мы того, чтобы считать себя грешнее тех, кого обличаем, то предоставим суд над ними тем, на кого возложена обязанность управлять церковью и паствой.

И более скажем. Не только в отношении к братьям по вере, но и в отношении ко всем людям надлежит иметь нам смирение и любовь, возлюбленные о Христе братия и сестры. Ибо и здесь некоторые из нас без рассуждения и благословения пускаются в обличения еретиков, руководствуясь все той же ложной ревностью, принося все тот же плод бесовских страстей. Однажды авва Макарий, идя в Нитрийскую гору в сопровождении ученика своего, повелел этому ученику идти несколько впереди себя. Ученик, ушедши на некоторое расстояние вперед, повстречался с идольским жрецом, который куда-то очень спешил, неся большой отрубок дерева. Ученик воскликнул ему: «Куда бежишь, демон?» Жрец, рассердившись, прибил его жестоко, оставил едва дышавшим, и снова поспешно продолжал путь свой. Прошедши немного, он встретился с блаженным Макарием, который приветствовал его так: «Здравствуй, трудолюбец, здравствуй!» Жрец, удивившись, отвечал: «Что нашел ты во мне доброго, чтоб приветствовать меня?» Старец сказал: «Сделал я тебе приветствие, потому что увидел тебя трудящимся и заботливо спешащим куда-то». Жрец на это: «От приветствия твоего я пришел в умиление и понял, что ты — великий служитель Бога; напротив того, другой, не знаю какой, окаянный монах, повстречавшись со мною, обругал меня; за то я и прибил его». С этими словами он пал к ногам Макария, обнял их и воскликнул: «Не оставлю тебя, доколе не сделаешь меня монахом». Они пошли вместе. Дошедши до того места, где лежал избитый монах, они подняли его и отнесли на руках в церковь, потому что он не мог идти. Братия горы, увидев, что жрец идольский идет вместе с блаженным Макарием, очень удивились этому. Жрец принял христианство, а потом и монашество; наставленные примером его, многие из идолопоклонников обратились к христианству. По этому случаю сказал авва Макарий: «Слово гордое и злое направляет к злу и добрых людей, а слово смиренное и благое обращает к добру и злых людей» [Из жизнеописания преподобного Макария Великого].
Итак, возлюбленные о Христе братия и сестры и дорогие читатели, вооружимся же смирением и милостью в отношении ближних наших. Увидев коварство врага, внушающего нам под видом благой ревности принять смертоносный яд страстей, самомнения и гордости, убоимся ложной ревности, ибо имеющий ее — недугует великим недугом. О человек, мнящий износить ревность против чужих недугов, ты отрекся от здравия души твоей! Потрудись со тщанием о здравии души твоей. Если же желаешь уврачевать немощных, то знай, что больные нуждаются более в уходе за ними, нежели в жестких обличениях. Но ты, иным не помогая, сам себя ввергаешь в тяжкую и мучительную болезнь. Эта ревность в человекахъ не признается одним из видов премудрости, но причисляется к недугам души, есть признак скудости (духовного) разума, признак крайнего невежества. Начало премудрости Божией — тихость и кротость, свойственные великой и крепкой душе, основательнейшему образу мыслей и носить человеческие немощи. Вы бо сильный, говорит Писание, немощи немощныхъ носите (Рим. XV. 1.), и: согрешающаго исправляйте духомь кротости (Галат.VI.1.). Мир и терпение причисляет Апостол к плодам Святаго Духа [Преподобный Исаак Сирин, слово 89]. Вооружимся же мудрыми наставлениями святых отцов православной церкви и оградим себя спасительнейшим советом их, ибо Божественное Писание говорит: вся с советом твори, и без совета ничесоже твори (Сир. 32, 21) [Преподобный Варсонофий Великий]. И еще некто сказал, что сын послушливый в живот[Там же].

А по сему, как истинному сыну церкви, да будет в руководство тебе, дорогой читатель, следующие строки: Если встретится нужда обличить брата и в это время усмотришь, что ты сам волнуешься гневом и находишься в расстройстве, то никак не говори чего-либо брату, чтоб не возмутиться еще более. Когда же придешь и брат придет в благое и кроткое устроение, тогда скажи, не обличая и укоряя, но объясняя дело с великим смиренномудрием [Преподобный Авва Исаия], да бы не сбылось на тебе слово Сказавшего Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Лк. 6:42).

Иерей Константин Литвяков