С вашим христианским смирением пропадёшь: другую щёку подставишь, по ней и получишь!
О ТОМ, КАКОЙ ГРЕХ ЕСТЬ КОРЕНЬ ВСЕХ ДРУГИХ ГРЕХОВ
Как часто даже дети страдают от своей греховности: плачут, ссорятся, дерутся. Так даже они лишают себя радости, для которой Бог сотворил человека. Чтобы помочь детям лучше понять такие ситуации, других людей и самих себя, я иногда рассказываюим сказку о травинке.
Вот представьте… Лето. Раннее утро. Цветущий луг. Блестит роса. Нет ни одного человека. Просыпаются все травы, и среди них одна травинка. Так, как мы, думать и говорить она не умеет, но как-то, по-своему, она живет, чувствует утро, прохладу и свежесть, чувствует саму себя, свою связь с другими Травинками, с почвой, с воздухом, с солнцем, пчелами, кузнечиками и бабочками. Со всем этим слита она в единую жизнь, которая как одна радостная мелодия, как торжественный, величественный, согласный хор. И в связях жизни, и в стройности мелодии есть Бог. Травинка не умеет о Нем рассуждать, но чувствует себя негромкой и необходимой нотой в создаваемой Им песне. И она счастлива тем, что живет в мире со всем Божьим порядком. Это счастливое состояние называется смирением. В этом слове корень — мир. Быть в смирении — значит иметь мир в душе, относиться с приятием ко всему, что устроено Богом. Во всей вселенной, во всем происходящем чувствовать главное место Бога, правильно видеть места всех других существ, предметов, явлений и свое место. Чувствовать, что это место, данное Богом, самое хорошее и правильное.
А теперь представь, будто у нашей травинки есть душа, и в ней раздулось, напряглось горделивое и неспокойное «Я». Что же станет тогда с травинкой? Это «Я» будет распирать травинку изнутри, причиняя постоянную боль. Ощущение «вот кто я, вот какая я» будет для нее важнее всего на свете. Вся согласная красота Божьего мира, все вокруг станет от нее отдельным. Травинка уже не будет чувствовать себя нотой в общем хоре, а захочет, чтобы все вокруг: травинки, солнечные лучи, шмели и росинки обратили бы на нее внимание, заметили и оценили. «Да могут ли они понять, какая я? И как бы сделать, чтобы до них это дошло?» — вот что будет постоянно тревожить и беспокоить ее, и сколько еще растратит она на то сил! Согласие с Божьим порядком она утеряет, ведь в нем у нее не главное место. Теперь она силится установить свой порядок, в котором на главное место поставит себя. На самом же деле главное место всегда принадлежит Богу, поэтому от прежнего счастья не останется и следа. Появится злость и боль оттого, что ее никто не слушается: теперь для нее травинки растут не там, где росли, дождь проливается не вовремя, солнце светит не так. Травинка — гордячка во всем почувствует вражду и настроится на постоянную борьбу с другими.
У травинок, конечно, на самом деле таких переживаний не бывает. Но зато такое, что я рассказала о травинке, происходит с человеком. Наверное, почти каждый человек мучается гордыней. От нее рождаются все другие грехи: зависть, злоба, вражда. Если проследить цепочки, ведущие к разным грехам, бедам, преступлениям, то мы обнаружим, что в начале всегда стоит гордыня. Вот почему Святые Отцы называли гордыню матерью всех грехов.
ОТСТУПЛЕНИЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Когда вспоминаешь, как всех нас гордыня мучит, то она представляется похожей на черную змею. Она заползает в человеческую душу и постоянно сосет из нее силы. Эта змея умеет так затаиться, что даже тот, кто болеет, не может ее в себе увидеть и осознать. Человек может быть убежден, что он не щадит себя, своих сил, здоровья и времени для общей пользы и сам о себе не догадывается, что движет им гордыня. Таких людей очень много, и если сказать им в глаза об их гордыне-змее, то любой из них очень оскорбится, ударит себя в грудь и воскликнет: «Вот уж о себе-то я как раз и не думаю! Я же за правду! Я же, чтоб всем было хорошо!» — Да, за правду … Но вот за чью? За Божью или за свою? — Такой человек ответит:»Конечно же, за настоящую правду, за объективную»; если верующий, то может сказать, что за Божью.
Но давайте внимательнее и правдивее разберемся в наших душах. Почти каждый человек хочет, чтобы все округ было так, как для него — для этого человека — для его «Я» — представляется справедливым и правильным. Причем человек всей душой уверен, что это ЕГО устройство и течение жизни не просто нравится ему самому, но оно является для всех и для вся единственно хорошим, то есть Божьим устроением. Кстати, неверующий слова «Божье устроение», «Божий порядок» и не употребит, но так или иначе человек СВОЕ принимает за самое высшее, за самое совершенное. Больное гордыней «Я» в семье, на улице, на работе, в государстве порывается людей и их связи, происходящие события расставить по СВОЕМУ порядку.
Таким образом, человек незаметно для самого себя ставит на главное место, в центр всего не Бога, а свое «Я», и тем самым он претендует на роль Бога. Надуманная человеком правда, надуманный порядок ему самому так дороги потому, что исходят из него как из главного центра, как от Бога. А это и есть главный признак гордыни.
Как нелепо! Человек, который не знает, каким будет и один день, возмущается тем, как складывается жизнь, управляемая НАСТОЯЩИМ Богом, видящим все миры, в один миг имеющим перед собой и прошлое, и настоящее, и будущее.
Но все, желаемое гордыней, то, что мы хотели бы установить по своему, существует только в нашем гордом желании и иллюзорно. А действителен лишь Божий порядок мира. Иллюзорное желание гордыни приходит в противоречие с действительным Божьим порядком. И вот человек изматывается, не находит себе места, душа его становится дровами для костра разгоревшейся гордыни. Гордыня приводит человека во вражду со всем миром.
Может случиться даже так, что человек всю свою жизнь превратит в борьбу за «Я — порядок». Пример тому — деятельность политиков.
Но и в быту, на любой, самой обыденной работе человек сумеет «услаждать» себя доказыванием своей правоты.
Такому человеку обычно очень трудно бывает попросить прощения, враждебно и со злобой он воспринимает всякое, даже тактично сделанное замечание. Настоящая же обида для этого человека совсем невыносима. Обидные слова вновь и вновь будут звучать в его ушах, при воспоминании об обиде сосущая боль будет сдавливать грудь, он будет не спать ночи, придумывая план мести, сжимая кулаки, размазывая слезы. А ведь он сам к себе относится гораздо злее, чем его обидчик: тот оскорблял его несколько секунд, а он себя мучает многие дни, а может быть, даже и многие годы. Гордец, находящийся в этой стадии «заболевания» очень часто стремится быть лидером. Только войдя в новый коллектив, гордец сразу же почувствует другого гордеца, ведь это его соперник, и вражда неизбежна.
Гордыня мешает людям в профессиональной, религиозной деятельности. Как часто спор между литератором и критиком о произведении, между двумя врачами о методе лечения, между представителями различных религиозных конфессий о таинствах, обрядах и догматах превращается в соревнование противостоящих «Я». Говорят-то они вроде о стихах, лекарствах и о Священном Писании, а на самом деле предметом спора является — кто умнее, кто в споре победит. Вот я, будучи христианкой православной старообрядческой церкви, убеждена, что креститься правильнее всего двумя перстами, но я знаю, что другой человек не примет от меня этой истины, если языком буду говорить о перстосложении, а в душе иметь желание вознестись, «победить» собеседника.
Многие боятся споров. Говорят, что все веры спасительны и не надо спорить о догматах, таинствах, обычаях. Нет, спорить-то надо, только думать о предмете спора, а не о своем «Я» и суметь хорошо относиться к своему противнику. Люди бы давно нашли истину, если бы интересовала их истина, а не противоборство их «Я».
Так должен ли человек добиваться справедливости ? Например, работники предприятия видят, что за счет заработанных ими средств незаконно обогащается группа лиц, или женщина постоянно страдает от жестоких выходок мужа -алкоголика, который может убить ее, сжечь дом, осиротить детей.
Так как же поступить по-христиански: безропотно терпеть или попробовать постоять за себя? Действительно ли смирение, которому учит церковь Христова, состоит в том, чтобы беспомощно, забито мириться с распоясавшимся злом? — Конечно, нет! Это понимание смирения искажает христианское учение. В слове смирение корень «мир», а не корень «низ». Смирение — это мирное, светлое, равновесное состояние души, а не пассивное, забитое поведение, не слабость, не уничижение. Смирение — это мир, согласие с Божьими действиями, соединение с Богом и получение от Него силы для противостояния злу, конечно же, прежде всего внутри своей души.
Вспомним, как Христос обличал фарисеев за лживость, лицемерие и произнес семикратное «Горе вам!», как Господь не дал забросать камнями согрешившую женщину, как Он бичом выгнал из храма торговцев, превративших святое место в базар? Разве это подчинение злу?
Но обратим внимание на самое важное: Спаситель не дал борьбе, вражде захватить Свою душу, в Нем не было ненависти к тем, кого Он обличал, изгонял из храма, ведь ради и их спасения Он мучился на кресте, а значит Христос любил и их.
Смирение, которому учит христианство, состоит не в том, чтобы не противостоять ворам или алкоголику — изуверу. А в том, чтобы противостоять, не дать злобе, обиде заползти в душу.
Должно остановить творящего зло, но очень высокое и трудное требование христианства в том, чтобы не испытывать к обидчику злобы и вражды, не утверждать свое «Я» за счет победы над ним.
Многие воскликнут : «Но это же невозможно!» Да, в течение многих веков многие иноки, отшельники, затворники совершали свои духовные подвиги именно с этой единственной целью — привести свою душу в это равновесие, неповреждаемое злом состояние. И опыт их великих трудов говорит о том, что хранение своей души возможно только с помощью Божией. Поэтому во всякой острой конфликтной ситуации верующий человек должен молиться и просить у Бога помощи, силы, чтобы сохранить в мире (в смирении) свою душу и суметь противостоять злу.
Но вот ОДНА ТОНКОСТЬ : надо быть очень честным по отношению к самому себе, различать в собственной душе, что же на самом деле ею движет : любовь к тем, кого надо защитить от зла, или желание ощутить вкус торжества своего «Я», насладиться уничижением противника? Вот, например, одна из работниц больницы изо дня в день вступает на планерках в конфликт с главврачом из -за отсутствия необходимых лекарств. А что стоит за этим в ее душе? Сострадание больным или потребность подпитать свое «Я», установить свой «Я — порядок»?
Так вот: помощь от Бога получает только тот, чьи глубинные мотивы созидательны, кто действует от сострадания, желает помочь и защитить. Тот же, кто действует по гордыне, помощи от Бога не получает, хотя по общепринятым меркам он совершенно прав. Его долей будут растраченные нервы и будет он не жить, а «доказывать».
Итак, можно схватить за руку вора, остановить встречным ударом нападающего хулигана, обличить клеветника и остаться в смирении. И не надо путать: теория о непротивлении злу принадлежит графу Толстому и ничего общего не имеет с практической этикой монахов, Святых Отцов, всей Христовой церкви. Церковь Христова всегда благословляла тех, кто воевал за родную землю, защищал слабых. На каждой странице Святой Библии найдешь мысль о том, что Бог не только не соглашается с наглым давлением зла, но Его замысел о мире — это наказание зла, торжество света над тьмою. Но что действительно запрещает христианство — это месть. Бог в Псалтыри говорит о Себе : « Аз Бог отмщения, и Аз воздам». Нет, Бог не хочет оставить зло безнаказанным, но берет воздаяние в Свои руки, запрещая человеку самому мстить. Почему? — Да потому что человеческое воздаяние никогда не может быть абсолютно справедливым, с точностью равным совершенному злу. У злодея, которого хочет наказать справедливый мститель, могут быть родственники, и удар также придется и по ним. При этом обязательно происходит разрушение души самого мстителя. Вот человек собрался бороться за торжество Добра в мире, но, озлобившись, произведет раздражение, боль в своей душе, и потому настоящего Божьего порядка в мире он не прибавит. Ведь его душа и внешний мир — сообщающие сосуды, бессмысленно наводить порядок в одном, внося разруху в другой, в свою собственную душу.
Киселева Л.А.
По материалам сайта katechio.narod.ru