Сборник житий и слов св. Отцов. Рукопись первой половины XV века.
Рукописная книга содержит в себе:
1. «Житие и жизнь преподобного отца нашего Григория, епископа бывшего иже в Омирите» (листы с 1 по 18); а также «Зри знамение страшное…» (л. 18 – 22) и «Прение Григория с жидовином Ерваном» (л.22 – 253):
— Прение первое (л. 22-53),
— Прение второе (л. 53-104),
— Прение третье (л. 104 – 152),
— Прение четвертое (л. 152 – 213),
— Прение пятое (л. 213-253).
Здесь описывается прения «преподобного отца нашего Григория, епископа бывшего иже в Омирите» с раввином по имени Ерван.
Согласно житию святого Григория, он прибыв в Омирит (Южная Аравия), стал восстанавливать христианские святыни и проповедовать истину язычникам и иудеям. Святитель Григорий помазал на царство нового царя Авраамия, который велел креститься всем своим подданным. Тогда знатные евреи обратились к царю с просьбой, чтобы он назначил состязание в вере между ними и христианами, обещая, если в этом споре победят христиане, то иудеи примут Крещение. Через сорок дней состоялся диспут, продолжавшийся несколько дней. Святитель Григорий опроверг все доводы еврейского старейшины, раввина Ервана, пользуясь только текстами Ветхого Завета. В видении Ерван увидел святого пророка Моисея, который поклонялся Господу Иисусу Христу. Пророк сказал Ервану, что тот противится истине и потому будет побежден. Благодатью Божией христианская правда одолевала, но Ерван никак не хотел признать себя побежденным и сделал последнюю отчаянную попытку. Он дерзко сказал: «Если хочешь, чтобы я душой уверовал в твоего Христа и признал, что твой Бог — Бог Истинный, — то покажи мне Его, епископ!» Святитель ответил: «Великого ты просишь. Не с человеком споришь, а с Богом. Но, чтобы утвердить в людях Своих веру, Господь может сотворить знамение». В страхе и с дерзновением ожидали христиане, что произойдет дальше. Святой Григорий, имея непоколебимую веру в Бога и крепко уповая на Него, стал молиться вслух. Он вспоминал тайну воплощения Бога Слова, чудеса земной Его жизни, Тридневное Воскресение и Вознесение на Небеса, призывал силу Животворящего Креста: «Яви Себя, Господи, — молил святитель Христов, — ради славы Святого Имени Твоего!»
Когда он кончил молитву, земля сотряслась, на востоке отверзлось небо, и в светлом облаке, в пламени и огненных лучах сходил на землю Господь Иисус Христос, и был слышан глас Господень: «Ради молитвы епископа Григория исцелит вас Распятый отцами вашими».
Подобно Савлу, который на пути в Дамаск ослеп от Небесного света, ослепли евреи и просили святого епископа исцелить их. Приняв святое Крещение, все они исцелились. Сам раввин Ерван, также крестился под именем Лев.
2. Августа 29-го, Григория (Цамблака) смиренного мниха и пресвитера, игумена обители Пандократоровы, слово на усекновение главы честнаго и славного пророка и Предтечи и Крестителя Иоанна (л. 253 – 266);
Одно из сочинений болгарского писателя и книжника, ученика Евфимия Тырновского, представителя «Тырновской книжной школы», митрополита Киевского — Григория Цамблака.
3. Августа 29-го, слово св. Иоанна Златоуста на усекновение главы Иоанна Предтечи
(л. 266 – 274);
4. Января 15-го, житие и жизнь пр. отца нашего Иоанна, иже Христа ради нищего
(л. 274 – 292);
5. Месяца ноября в 30 день, Прокла, архиепископа Константинограда, похвала святому апостолу Андрею (л. 292 – 296);
6. Во 2-ю неделю поста, иже во св. отца нашего Иоанна, архиепископа Константинограда, Златоуста, слово о покаянии и о Каине и о Авеле, и о Данииле (л. 296 – 304);
7. «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Антония Великого, списано Афанасием архиепископом Александрийским» (л. 305 – 377);
8. Оглавление (л. 378).