Стояние на молитве
Совершив семипоклонный «начал», следует встать на определенное место, на котором подобает находиться в течение всей службы. «Потом, — наставляет книга «Сын церковный», — поклонися в пояс около тебе стоящим людем, произнося тихо: «Простите мя, отцы и братия» (глава 35-я). «Аще где прилучится власти быти, — продолжает учить «Сын церковный», — и ты власти всегда прежде поклонися до земли, глаголя: прости мя, владыко святыи (или: отче честный), и благослови мя, и помолися за мя грешнаго» (глава 36-я).
У людей, ходящих в храм в течение долгого времени, как правило, есть свои молельные места внутри храма, например, около определенной иконы или столпа. Этот издавна сложившийся обычай следует уважать. Однако если место уже занято, то требовать освободить его — нельзя. Иными словами, избегая ненужных конфликтов, лучше становиться на свободное, не занятое место, никого не утесняя и тем более не толкая.
На молитве подобает стоять прямо, держа ноги вместе, а не расставленными в стороны, но мысы стоп могут быть (для удобного стояния) несколько разведены. Руки же складываются на груди горизонтально, на уровне локтей, одна на другую, но правая должна быть поверх левой. Согласно одному из святоотеческих толкований, такое положение рук молящихся подобно сложению крыльев святых Небесных Сил безплотных, предстоящих страшному Престолу Господа Славы. Об этом было открыто в видении святому пророку Исаии: в благоговейном ужасе от величия Божия огненные Херувимы и Серафимы, имевшие по шесть крыльев, одной парой крыл закрывали лица, другой — ноги, а с помощью третьей пары летали (Ис. 6, 1-4). Именно поэтому, то есть чтобы выразить благоговение перед Божеством, подобное ангельскому, православные христиане-старообрядцы таким образом складывают на молитве руки.
Говоря о месте для молящихся в церкви, следует упомянуть и о том, что лицам мужского и женского пола необходимо во время службы стоять раздельно, в разных частях церкви. В приходах, где много прихожан-мужчин, они, как правило, занимают переднюю, ближнюю к иконостасу, половину храма, женщины же стоят сзади. В прочих общинах мужчины обычно стоят перед правой половиной иконостаса.