Устав о поклонах
На молитве Святому Духу «Царю Небесный», когда она читается (или поется) в начале какого-либо последования, не кланяясь, ограждаемся крестным знамением, а в Великий пост в конце ее — поклон до земли, с крестным знамением.
На «Трисвятом»: «Святыи Боже, Святыи Крепкии, Святыи Безсмертныи, помилуй нас» (трижды) — три поклона. Только когда эта молитва поется в конце Великого Славословия за Всенощным бдением, а также на Литургии перед чтением Апостола (или когда в иных случаях по Уставу она поется) поклонов не бывает.
На молитве Господней «Отче наш» поклон поясной в конце ее, когда она поется на Литургии и перед обедом; во всех же иных случаях поклона не бывает.
На «Приидите поклонимся» три поклона. И кроме этого, когда в псалмах, стихерах и тропарях встречаются слова: «кланяюсь», «поклоняюсь», «кланяемся», «поклоняемся», «поклонимся», «поклоняющеся», «поклоняющихся» и «поклоняющимся», — всегда кланяются в пояс. На «Аллилуйя», когда она бывает по «славе» за каким-либо псалмом, так: «Аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже» трижды, три поклона в пояс, кроме «Аллилуйи», среди ексапсалмов бываемой, без поклонов.
На молитвах «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам» на Вечерне и «Слава в вышних Богу» (вначале) на Павечернице и на Утрене — три поясных поклона.
Когда священник или диакон произносит сугубую ектению, на одном из прошений, оканчивающемся словами «рцем вси», полагаются три поясных поклона (вначале пения «Господи, помилуй» 12 раз; в иных случаях — бывает 40 и 50 раз); когда же служба совершается без священника, вместо сугубой ектении поется сорок раз «Господи, помилуй», а также вместо «прилежных молений» на литии (исхождение в притвор за Всенощным бдением, воскресной и некоторыми иными службами) поется эта же молитва 40, 30, и 50 раз. Во всех этих случаях три поклона сохраняются также вначале пения «Господи, помилуй».
Перед молитвой отпуста, на Вечерне и Утрене, и на Молебне, начиная с «Честнейшую херувим», а на Литургии и Обеднице, — с «Достойно есть», «Слава», «и ныне», «Господи помилуй» дважды, «Господи благослови», всегда по четыре поклона, на Вечерне, Утрене и Молебне все поясные, а на Литургии и Обеднице первый поклон всегда земной.
На «Честнейшую херувим», когда эта молитва бывает в середине какого-либо последования (например, при молитве за ужин), всегда поясной поклон.
В начале Полунощницы на молитве «Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе всяческих ради» ограждаются крестным знамением без поклона единожды; а на следующей за этим молитве «Боже, очисти мя грешнаго» три поклона в пояс.
После первого и последнего величания празднику, во время праздничной Утрени (совершаемой обычно с вечера), поклон всегда земной.
На пении «Слава Тебе, Господи» перед чтением Евангелия и после него — по поясному поклону.
На первый запев первой и девятой песни, во всех канонах, всегда по поклону в пояс.
После катавасии восьмой песни канона на Утрене — поклон в пояс.
На молебнах на каждую катавасию после каждой песни — по поясному поклону, и на троекратное «Господи помилуй», которое бывает после катавасии на молебне, — три поклона, также в пояс.
На песнь Богородицы «Величит душа моя Господа», которая поется на Утрене перед девятой песнью канона, на каждый припев «Честнейшую херувим» — поясной поклон, а на последний, шестой, припев — поклон в землю.
Во всех случаях, когда по Уставу не поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа», тогда поясные поклоны полагаются на ирмосах девятой песни праздничного канона.
После молитвы Богородице «Достойно есть» или заменяющего его песнопения (задостойника) поклон всегда земной.
Поклоны на Святой Литургии
Кроме общих, особые поклоны имеются на Божественной литургии, совершаемой почти что ежедневно в течение года, которые и перечисляются ниже.
На выход с Евангелием — поклон в пояс с молитвой «Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению». На переносе Святых Даров, после того как пропоют первую часть «Херувимской песни», полагаются три поклона в следующем порядке. На первый возглас священника «Всех вас да помянет Господь Бог…» — поклон в пояс с молитвой: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Си». На второй возглас: «Да помянет Господь Бог всех вас…» — также поясной поклон с молитвой: «Помяни мя, Владыко, егда приидеши во Царствии Си». На третий возглас: «Всех вас да помянет Господь Бог…» — поклон в землю с молитвой: «Помяни мя, Святыи, егда приидеши во Царствии Си». Если священник служит с диаконом, то поклоны полагаются только на возгласы священника. Если же совершается архиерейская служба, то на третий возглас священника никакого поклона не бывает, земной поклон с вышеуказанной молитвой полагается на последний возглас епископа, заканчивающийся словами: «…и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, и ныне и присно, и во веки веком».
На возгласы священника или епископа: «Приидите и ядите, се есть Тело Мое…», «Пийте от нея вси, се есть Кровь Моя…» и«Твоя от Твоих, к Тебе приносяще…» — полагается по поклону в пояс, с молитвой Исусовой.
На возглас: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей…» — поклон в землю, с молитвой: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас».
На возглас «Со страхом Божиим и верою приступите» — поклон в пояс с молитвой Исусовой.
Такой же поклон с молитвой: «Слава, Господи, Вознесению Твоему» — на возглас: «Всегда, и ныне и присно, и во веки веком».
На возглас «Господу помолимся» перед заамвонной молитвой — поясной поклон с молитвой «Господи, помилуй».
На «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века» — три поклона в пояс. Эти поклоны бывают и тогда, когда «Буди имя Господне…» поется на всенощном бдении и на обеднице (окончании часов, когда не бывает Литургии).
Если служит епископ, тогда, согласно Уставу, от него бывает осенение (благословение) молящихся дикирием и трикирием, на что молящиеся отвечают (без крестного знамения) земным поклоном (можно с кратким благодарным славословием Богу: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»).
Когда епископ или священник, произнося отпуст Литургии, в конце его ограждает молящихся напрестольным Крестом, совершается поясной поклон с молитвой: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному» «По отпусте, егда ко Кресту идеши, тако же совесть свою истязуй, чтобы еси был достоин», — напоминает книга «Сын церковный». Священнослужитель, когда ограждает Животворящим Крестом Христовым порознь каждого, должен произносить молитву: «Силою и заступлением Честнаго и Животворящаго Креста Твоего, сохрани его (ея) Господи». Молящиеся, подходя ко Кресту, «проверив свою совесть», осеняют себя крестным знамением (не совершая поклона) с молитвой: «Верую Господи и покланяюся Честному и Животворящему Кресту Твоему, яко на нем соделал еси спасение посреди земли» («Сын церковный», глава 59). (Более правильно поступают в тех приходах, где принято, подходя ко Кресту, делать поясной поклон (без крестнаго знамения), затем крестятся с молитвой: «Верую, Господи, и покланяюся…»; в этом случае действия христианина полнее соответствуют содержанию молитвы.) И целуют сперва Крест (в правую ножку Спасителя, как уже было сказано выше), а затем держащую его руку священнослужителя. Если же кто-либо из подходящих ко Кресту причащался за данной Литургией, то он не целует руку священника, а только Крест Христов.
Поклон в пояс, без крестного знамения, следует делать, когда священнослужитель возглашает «Мир всем», мысленно отвечая ему (вместе с певцами): «И духови твоему».
В некоторых приходах молящиеся совершают поясной поклон (без крестного знамения) при открывании Царских Врат во время службы. И это соответствует благообразию и чину поведения в доме Божием, что и должно быть во всяком храме.