Зачем мы ставим свечи?
Возлюбленные о Христа братия и сестры и дорогие читатели!
Перед каждым человеком, приходящим в церковь, встает неминуемо задача разобраться с богатством православного наследия. Не сразу человек понимает все то, что происходит в храме. Не сразу может осознать смысл тех или иных действий. Пройдет еще какое-то время, пока человек начнет видеть и восторженно удивляться глубине красоты и премудрости православного наследия, сформировавшегося на протяжении становления Церкви Христовой.
Ниже мы поговорим с Вами о, кажется, самом обыденном и для всех известном обычае, который, на первый взгляд, весьма понятен и человеку не воцерковленному. Об обычае ставить в храме свечи.
Зачем мы делаем это? Зачем ставим в храме свечи? Потому, ответим мы, что это жертва Богу. Но спросим вновь, а что такое жертва Богу? И для чего она нужна? И почему такая форма – свеча? А если свеча, то какая, ведь и свечи бывают разные?
Ответы на эти вопросы, не столь малозначимы, как может показаться на первый взгляд, подумаешь свеча? Да не помыслим так, ибо ответ на этот вопрос, на самом деле, затрагивает само основание нашего правильного или неправильного христианского мировоззрения. Основу понимания нами всего того, что происходит в церкви. Основу того, что служит нашему спасению. А что это именно, так мы узнаем с Вами, если пойдем далее, возлюбленные о Христе братия и сестры и дорогие читатели.
Итак, начнем с вопроса о том, что такое жертва Богу? Из самой глубокой древности, в самых отдаленных уголках нашего мира народы, племена, семьи и просто люди приносили Богу или богам жертвы. Жертвы эти могли иметь разную форму, от самых кровожадных и жестоких, как принесение в жертву человеческих младенцев или взрослых людей, до жертв мирных, бескровных. Но все они приносились с определенными целями — чтобы привлечь покровительство тех богов или бога, которым они приносятся. Либо для того, чтобы отвратить их гнев, когда угрожала опасность. Либо для того, чтобы выразить свою любовь и благодарность. Именно для этих целей жрецы совершали жертвоприношения своим языческим богам. Однако мы видим, что возжжение свечи мало похоже именно на жертвоприношение, ибо на самом деле, возлюбленные о Христе братия и сестры и дорогие читатели, таковым не является. Оказывается, свеча – это не жертва Богу, но пожертвование.
А что такое пожертвование? Согласно толковому словарю Кузнецова, пожертвование – это дар или взнос в пользу какого-то лица или учреждения. Спросим вновь, кому же мы совершаем дар, когда ставим в храме свечу? Тому святому, который изображен на иконе, которой мы поставили свечу? Нет. Да и нуждаются ли святые Божии или Сам Господь в наших свечах? Конечно же, нет. Тогда зачем мы это делаем? Оказывается, свеча – это лишь внешняя форма, символ, который выражает что-то более важное, то, что действительно приятно Господу и Его святым. Без этого главного наша свеча теряет всякий смысл и превращается лишь в пустое действие, лишенное всякого содержания. Что же такое – это главное? Молитва и милостыня, возлюбленные о Христе братия и сестры. Молитва и милостыня, вот то, чего ждет от нас Господь наш и все Небо. Ибо как наша свеча, самоотверженно горит теплым пламенем освящая образа, так и сердце наше, возлюбленные, должно гореть пламенем теплой молитвы к Господу, Его Пречистой Матери и святым. Если горит свеча, то пусть горит и наше сердце. Если дарит она свет и тепло, то пусть и наше сердце озарится светом богомыслия и согреется теплотой радостотворных слез покаяния в грехах своих.
И когда приходим мы в храм, перед тем, как поставить свечу, что делаем мы? Мы берем часть от того, что заработали трудом своим или приобрели как дар и отдаем Церкви Божией посильное пожертвование. Это милостыня наша! И столь приятна она Господу, что ради нее и молитвы наши соделываются действенными… милостыня освобождает жизнь от опасности… милостыня избавляет душу от смерти. И как водою спасительного крещения погашается огонь геенский, так милостынею и делами правды утушается пламя грехов. (Свщм. Киприан Карфагенский) Ибо так повелел Господь, чтобы Церковь питала себя, вдов и нищих из пожертвований ее чад. И если приносишь ты приношение в храм, приносишь его и нищим, и вдовам, и сиротам, и священству, и всей Церкви и, наконец Самому Христу. Милостыня — царица добродетелей, весьма скоро возводящая людей в Небесные своды, наилучшая защитница (Свт. Иоанн Златоуст).
Вот эти две прекрасные добродетели и наполняют нашу свечу приятнейшим благоуханием, которое восходит превыше небес к Престолу Господа нашего. Так что слышит Он его, как сладчайший аромат цветов и весь преклоняется, чтобы встретить и обнять благодатию Своею того, кто с чистым, смиренным сердцем вознес ему, столь приятный, сладчайший дар любви. Без этих двух Цариц – милостыни и молитвы — свеча наша лишается сего благоухания и служит лишь светильником, освящающим помещение храма.
Зная это, возлюбленные о Христе братия и сестры и дорогие читатели, задумаемся над теми заблуждениями, которыми дьявол похищает наше спасение у нас же и делает все труды наши напрасными. Так, некоторые из нас ставят свечи, но без теплого сердца, без молитвы. Делают это так как делал Каин, без любви, формально, и лишь бы было. Или, по прискорбному заблуждению покупают свечи на рынках, или не дай Бог в иноверческих храмах, а потом приносят поставить их в Истинной Церкви Христовой. Но кому творим мы милостыню тогда? Продавцу на рынке, иноверцам, иноверческим храмам, но разве приятно это Господу, что Его Церковь оставляем мы в презрении, и из того, что Он послал нам отдаем чужим по вере? К таким-то обращены слова апостола: если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5: 8). И, конечно, в крайней степени погрешают те, кто последнему добавляют еще и то, что приносят в храм свечи, сделанные не из воска, а из химических заменителей, не производя таким образом ничего, как только зловоние, отравляющее братию в храме, и оскорбляющее Господа.
Но мы хотим сэкономить, купить свече побольше, а денег не хватает. Возлюбленные, Сам Господь отвечает нам на это во Святом Евангелии и вот взглянув <…>, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела (Лк. 21,1-4). Видите ли, о возлюбленные, что не количество свечей имеет значение для Господа, но усердие наше, сердце наше. Лучше одна свеча, но чистая, с любовью, покаянием и молитвой, чем семь, но оскверненных лукавством, ибо все равно Господь не примет их так же, как некогда не принял, жертву Каина. Это дьявол обманывает нас предлагая нам ставить больше свечей большему количеству икон, уверяя, будто от этого получим мы больше пользы, но пользу мы получаем не от свечей у икон множества святых, а от молитв к ним и милостыни Церкви Божией и нищей братии.
Итак, возлюбленные о Христе братия и сестры и дорогие читатели, да оградит нас Господь от прискорбнейших заблуждений и да просветит нас светом разума, дабы возмочь нам отличить истину и правду от лукавства и лжи. Дабы служить нам Господу в чистоте и приносить Ему приятнейшее благоухание. А Он, Единый, Возлюбленный, Сладчайший, Милосердный и Долготерпеливый Христос Господь, да помилует и сохранит всех нас своею благодатию. Ему же слава, со Безначальным Его Отцем и со Пресвятым Духом всегда, ныне и присно и во веки веком. Аминь.
Иерей Константин Литвяков