Зачем родился Господь?
Многие сегодня спрашивают: зачем нужно было рождение Христа на земле? Зачем нужны были страдания и муки на кресте? Зачем смерть? Неужели Господь не мог своей всемогущей силой просто все изменить и всех спасти, введя в Царство Небесное?
Как справедливы и весьма прекрасны эти вопросы, ибо с помощью них можем мы понять всю премудрость домостроительства Божия, прославить Его в Его неисповедимых путях и наконец еще более возревновать о Господе, возлюбить Его всеми составами души и тела и устремиться в след Его премудрых спасительных заповедей.
Падение человека
Итак, начнем ответ на эти вопросы из самой колыбели нашего мира. Устремимся взором в начало начал и остановимся у первоисточника, из которого исходят все реки судеб человечества. Войдем в Эдемский Сад и увидим, что послужило причиной всего того домостроительства, которое нас интересует.
Вот Господь сотворил видимый мир: землю, светила небесные, растения, птиц, рыб, животных. Настало время прийти в бытие венцу мироздания — существу совершенному, царю и господину над всей тварью. Настало время прийти в бытие человеку.
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. (Бытие 1:26)
Господь сотворил человека, но сотворил не просто, а почтил его великим достоинством. Каким же? Образом и подобием Своим.
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Бытие 1:26). И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Бытие 1:27).
Посмотри, Господь говорит: сотворим по образу и по подобию, а сотворил лишь по образу, не упомянув о подобии. Почему? И что означает сие подобие? Пойдем и узнаем, ибо сие станет явным из последующего.
И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла (Бытие 2: 7-9).
И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Бытие 2:16-17).
Господь дает человеку заповедь не вкушать от древа познания добра и зла, открывая первый закон мироздания: в сотворенном Богом мире не должно быть зла, иначе мир будет разрушаться, а человек умирать.
Первый человек — Адам сотворен по природе смертным, подверженным тлению (распаду). Что же хранило его от тления и смерти до вкушения запретного плода? Подобие Божие. Подобие Божие — это добровольный выбор человека оставаться добрым, как и Господь добр. Потому и не упомянул Господь о подобии, когда сотворил человека, чтобы ясно стало, что подобие Богу есть результат свободной воли человека пребывать в добре. Об этом же пишет и Великий Афанасий: ибо человек, как сотворенный из ничего, по природе смертен; но, по причине подобия Сущему, если бы сохранил оное устремлением к Нему ума своего, мог замедлять в себе естественное тление, и пребыл бы нетленным, как говорит Премудрость: «хранение законов утверждение нерастления» (Прем. 6:19). Будучи же нетленным, он жил бы уже как Бог, о чем дает разуметь и божественное Писание, говоря в одном месте: «Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси; вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете» (Пс. 81:6-7). [Слово о воплощении Бога слова]
Но человек не смог сохранить это блаженное подобие. Приходит к нему сатана и смотри что предлагает ему, взамен на преступление заповеди? Не тоже ли, что уже имел человек? Говорит, или вернее, лжет Еве: не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их (плоды), откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Бытие 3:4-5). Что дьявол предлагает тебе, Ево? Говорит, будете, как боги? Разве не видишь, что вы уже таковы — добротой подобны Богу, ибо храните себя от зла и преступления? Но Ева не видит в себе ни бессмертия, ни блаженства, ни красот Рая. Ослепленная гордостью, преступает заповедь. Вместе с Адамом нарушает первый закон мироздания, теряет богоподобие и подвергает тлению себя и весь мир.
Умножение зла
Люди начали умирать по вошедшему в силу первому закону мироздания, и смерть возобладала над ними. Продолжилось и нечестие людей, так что, по слову Великого Афанасия, они в прегрешениях своих не остановились на известных пределах, но, постепенно простираясь далее, преступили, наконец, всякую меру. Быв в начале изобретателями зла, и сами на себя призвав смерть и тление, впоследствии же совратившись в неправду, отваживаясь на всякое беззаконие и не останавливаясь на одном худом деле, но непрестанно к новым худым делам примышляя еще новые, люди соделались ненасытимыми во грехе. Повсюду были прелюбодеяния и татьбы; вся земля наполнилась убийствами и хищениями. У закона не было заботы о растлении и неправде. Всякое злое дело совершаемо было и каждым порознь и всеми сообща. Города вели войну с городами; народы восставали против народов; вся вселенная раздираема была мятежами и раздорами, потому что всякий оказывал соревнование в беззаконии. Не далеко было от этого и противоестественное, но как сказал свидетель Христов Апостол: «жены бо их измениша естественную подобу в презестественную: такожде и мужи, оставлше естественную подобу женска пола, разжегошася похотию своею друг на друга, мужи на мужех студ содевающе, и возмездие, еже подобаше прелести их, в себе восприемлюще» (Рим. 1:26-27).
Человек в прямом смысле слова уничтожал самого себя и мог совершенно погибнуть. Но как же так? Неужели Господь не знал, что все произойдет именно так? Неужели не мог предвидеть, что не устоит человек в истине? И мог ли Всеблагой Бог допустить, чтобы однажды приведенное им в бытие создание погибло? Тогда «какая же была нужда», — говорит великий Афанасий, — «сотворить их в начале»? Надлежало бы лучше не творить, нежели сотворенным оставаться непризренными и гибнуть (Афанасий Великий). Если Бог не мог уберечь создание от смерти, то сообразно благости Божией не творить его вовсе, нежели, сотворив, оставить умирать. Конечно, Господь, Который Всеведущ и Есть Альфа и Омега — Начало и Конец всего, знал, как все произойдет, и не мог допустить, чтобы человек погибал. Итак, надлежало не попускать, чтоб люди поглощались тлением, потому что это было бы неприлично Божией благости и не достойно ее (Афанасий Великий). Человек должен быть спасен от погибели.
Божественная дилемма
Хотя Богу и предстояло спасти человека от погибели, но вместе с тем и устроить спасение, не нарушая данного Им же закона мироздания о смерти. Ибо невозможно Богу нарушить собственное слово. Для нашей же пользы и для нашего сохранения ни с чем несообразно было оказаться лжецом Отцу истины — Богу (Афанасий Великий). Да и как мог Он нарушить Собственный закон? Тогда следовало бы признать закон злым, а коль скоро закон зол, то должен быть злым и законодатель. Но сие невозможно, что видно, во-первых, из самого же закона, который запрещает зло, а во-вторых, по благости Самого Законодателя, ибо Господь есть Благ и только Благ.
Спросим: мог ли что-то сделать сам человек, чтобы исправиться и не умереть? Ответ: нет. Человек мог покаяться в грехах своих и перестать творить зло. Однако хотя и велико покаяние, но оно лишь прекращает грехи человека, не останавливая при этом тления и смерти. Ибо тление и смерть действуют уже по закону человеческой природы, изменившейся раз и навсегда после грехопадения. Человек стал смертным, ибо утратил подобие Божие: Бог всегда был, есть и будет Благ, а человек уже не таков, и нельзя о нем сказать, что он всегда был благ, ибо вот однажды он сотворил зло. И теперь вся природа человечества нуждается в изменении. Как изменить человека таким образом, чтобы исполнился на нем закон о смерти, ибо невозможно, как мы сказали выше, отменить закон, и в то же время не умереть? Ответ: человек должен воскреснуть из мертвых. Но как может воскреснуть в нетление и вечную жизнь тот, кто по природе смертен. Как вода может стать огнем, когда у них разная природа, или железо золотом, или тьма светом?
Божественное решение
Всемилостивый и Благой Господь наш Исус Христос видел, что человеческий род гибнет и смерть царствует над людьми. Примечая и превосходящее всякую меру злонравие людей, потому что люди постепенно до нестерпимости увеличивали его ко вреду своему, сжалился над родом нашим и не потерпел обладания смерти над нами. И чтоб не погибло то, что Сам Он Создал, решает принять на Себя тело наше человеческое — смертное по природе и не просто, но от пречистой, нерастленной, неискусомужней Девы, тело чистое, нимало неприкосновенное мужескому общению. Бессмертный Бог соединяется со смертным телом и обитает в нем, живет среди нас так, что можем мы познавать Его и беседовать с Ним.
Господь наш Исус Христос знал, что тление (распад) наше могло быть окончено непременно только смертью, ибо такова наша природа. Умереть же Господу Исусу Христу как бессмертному Сыну Божию было невозможно. Для этого Он принимает на Себя наше смертное тело, которому по природе надлежало умереть за человечество, но так как тело это стало уже частью бессмертного Бога и соединено с Ним не слитно и нераздельно, то надлежало сему телу и воскреснуть с Богом, чтобы во всех прекращено было тление благодатью воскресения. Первый человек и родоначальник всего человечества, Адам, по зависти дьявола сделал и себя и всех родившихся от него смертными. Господь же наш Исус Христос, соединившись с человеческим телом, сделал его вновь бессмертным ради Божества Своего и таким образом стал Новым Адамом и родоначальником нового человечества, дав возможность всем рождающимся от Него стать бессмертными. Смерть же отныне стала не закрытой темницей ада, а лишь дверью, проводящей человека к воскресению. Смерть, где твое жало, ад, где твоя победа?
Божественное рождение
Итак, мы подошли к главному. Приблизились к кульминации домостроительства Божия. К тому, о чем тысячелетия предвозвещали пророки, ради чего приклонились Небеса, и Сам Господь ступил на созданную им же землю.
Теперь, когда мы сказали, что Христос стал родоначальником нового, не подверженного смерти человечества, спросим: как возможно родиться от Христа, чтобы наследовать жизнь вечную?
Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.
Он пришел к Исусу ночью и сказал Ему: Равви́! Мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
Исус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
Исус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин.3:1-5).
Никодим приходит к воплотившемуся Господу, думая, что Христос лишь человек, чудотворец. Но Христос сразу открывает ему божественную истину и говорит о новом рождении — рождении свыше, рождении божественном, необходимом для Царства Небесного. Никодим не понимает, о чем говорит Христос, и задает вопрос, который и мы задаем: как может человек родиться, будучи стар?
И Воплотившийся Бог отвечает ему, открывая способ этого рождения: «Если, — говорит, — кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5).
Итак, Воплотившийся Господь, как родоначальник нового человечества, отныне утверждает на земле новый вид рождения — крещение и дает каждому, кто поверит в Него, возможность через крещение быть рожденным непосредственно от Него Самого, став уже не потомками смертного Адама, но чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились (Ин.1:12-13).
После рождения младенцу необходимо питание, чтобы мог он возрастать и укрепляться. И после духовного рождения в крещении, новому, уже духовному человеку, нужна новая духовная, божественная пища. И Господь дает ее. На тайной вечери Господь утверждает еще одно важнейшее таинство — святой евхаристии и дает крещеному человеку в пищу Свое Божественное Тело и Божественную Кровь. Взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается (Лука 22:19-20).
После тайной вечери Господа ожидает предательство, страдания и крестная смерть. Люди распнут своего же Спасителя, будут плевать в лицо и изо всех сил ранить руку, Которая в это время вытягивала их из вечной бездны. Зачем все это было нужно? Потому что иначе мы бы не изменились. Мы бы так и не поняли, что Он есть любовь. Мы так бы и не смирились с тем, что Господь бесконечно выше нас, и продолжали бы стремиться быть равными Ему. Вот почему так прельстило наших прародителей это лукавое «будете как Боги». Что же? Теперь мы получили то, чего так желали, но только наоборот, не мы стали как Боги, а Бог стал как мы — человек. И жил как человек, и молился как человек, и любил как человек, и плакал как человек, и был предан как человек, и презрен как человек, и был избит и истерзан пытками как человек, и выведен на позорище как человек, и оплеван как человек, и осужден как человек, и страдал как человек, и, наконец, умер как человек. Не было в нем только греха. Вот какую цену потребовало от Бога лукавство наше, и Он заплатил ее, преисполнив все любовью Своей.
После Воскресения последовало Вознесение Господа на небо, но Он не оставил нас одних. Он оставил нам то главное, ради чего пришел. Он оставил нам Свою Церковь.
Церковь
Все рожденные от Нового Адама, Господа нашего Исуса Христа, божественным рождением — крещением, все соединившиеся с ним через причащение Его Тела и Крови в таинстве евхаристии стали уже не просто чадами Божиими, но и частью Его Тела, как и Павел говорит: вы — тело Христово, а порознь — члены (1Кор.:12:27) и называются одним словом — Церковь.
О чем мы спрашивали в самом начале? Зачем родился Христос на земле? Зачем пострадал и терпел муки на кресте? Зачем умер и воскрес? Теперь мы знаем. Затем, чтобы спасти человека из той пропасти, в которую он впал. Затем, чтобы раз и навсегда прекратить страдания, боль и безысходность ада. Затем, чтобы утвердить мир, радость и любовь на веки вечные. Затем, чтобы раз и навсегда разрушить ад блистательнейшей из всех побед. Какое имя этой победы? Имя ее — Церковь! Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф.16:18).
Господь завершает Свое премудрое домостроительство. Он создает то, ради чего и пришел. Он основывает Свою Церковь. Оставляет ее нам, как мать, которой предстоит сквозь века гонений, словно в муках рождения, дать жизнь новому народу — христианам. Господь дает церкви в лице апостола Петра ключи Царства Небесного и власть великую: и дам тебе ключи Царства Небесного: и что’ свяжешь на земле, то’ будет связано на небесах, и что’ разрешишь на земле, то’ будет разрешено на небесах (Мф.16:18-19).
Как Царь, отходя, оставляет вместо себя царицу, которой все подчиняются и которую почитают как самого царя, так и Господь, Возносясь на Небо, оставил по себе Свою Церковь. В ней Он являет волю Свою. В ней таинственно присутствует и тайнодействует. С ней Он соединился как Глава с телом, ибо церковь отныне есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем (Еф.1:23). Итак, кто соединяется в общении с Церковью — соединяется с Господом, и кто отлучается от Церкви — отлучается от Господа. О том же пишет и священномученик Киприан Карфагенский, говоря: кому Церковь не мать — тому Бог не отец.
Итак, возлюбленные о Христе братия и сестры и дорогие читатели, мы получили бесценный Божий дар — Его святую Церковь. Церковь — часть Его, Господа нашего. Все, кто входит в нее, — часть Господа нашего, и соединены с Ним и друг с другом теснейшим союзом в один организм, как соединены с телом члены его, будь то глаз или рука. А посему должны мы пребывать в любви между собою и заботиться друг о друге, ибо страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены (1 Кор.12:26).
Подивимся же премудрости Божией. Подивимся неизреченным, исполненным милости путям Его. Будем искать Его по слову пророка глаголющего: ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив (Ис. 55:6-7). И кто бы ни был ты, познай любовь Господа к тебе, пострадавшего за тебя и не устающего призывать тебя в соединение с Ним, чтобы принять тебя. Познай милость Его, и приди в дом Его. Покайся, уверуй в Него, и Он простит и посетит тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «Вот Я!» (Ис. 58:9)
Иерей Константин Литвяков