Что есть чудо? Что есть знамение?
Возлюбленные о Христе братия и сестры и дорогие читатели!
О чем поговорить нам? Поговорим о таинственном, коснемся загадочного и неудобопостижимого. Одновременно ужасающего и манящего. Спасающего и совершенно губительного. Поговорим о чудесах и знамениях.
Что есть чудо? Что есть знамение? И то, и другое непостижимо для нашего разума. И того, и другого запрещено желать нам Самим Господом. «Некоторые из книжников и фарисеев сказали: «Учитель! Хотелось бы нам видеть от Тебя знамение». Но Он сказал им в ответ: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф.12: 38-39).
Но еще мы не понимаем. Не может сердце наше смириться с заповедью и все стремиться видеть сверхъестественное. Отчего это происходит с нами? От нашего жестокосердия. В нас укоренилась ошибочная мысль, будто чудеса и знамения, словом все относящееся к сверхъестественному, служит доказательством истинности веры или религии. Мы глубоко ошибаемся. Ибо если мы будем внимательны, то к удивлению нашему обнаружим, что так называемые «чудеса» могут совершаться и совершались неоднократно по попущению Божию и самим сатаной. Так по действию дьявола, когда попущено было ему Богом испытать праведного Иова, огонь упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их (Иов. 1, 16).
Этот случай, когда знамение происходит по действию лукавого, далеко не единственный. Приведем еще несколько. В житии святаго славнаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова мы можем видеть пророчествующего юношу Аполлонида, пророчествующего не по дару Святаго Духа, но имевшаго в себе прорицающего беса, который предсказывал будущее. В том же житии повествуется о некоем жреце Кинопсе, жившем в пустыне и много лет знавшимся с нечистыми духами, которого по причине творимых им знамений многие считали за Бога.
Услышав об Иоанне Богослове, волхв несколько раз посылал бесов умертвить апостола, но каждый раз они возвращались посрамленными. Тогда, взяв все множество бесовское, Кинопс пришел в город. Весь город обрадовался, видя Кинопса, и все, приходя, кланялись ему. Найдя Иоанна учащим народ, Кинопс исполнился сильной ярости и сказал народу:
— Мужи слепые, заблуждавшиеся от истинного пути, послушайте меня! Если Иоанн праведен и все сказанное им — истинно, пусть он побеседует со мной и сотворит такие же чудеса, какие творю я, и вы увидите, кто из нас больше, Иоанн или я. Если он окажется сильнее меня, то буду веровать словам и делам его и я.
И сказал Кинопс одному юноше:
– Юноша! Жив ли отец твой?
Он же отвечал:
– Умер.
И сказал Кинопс:
– Какою смертью?
Тот же отвечал:
– Он был пловцом и, когда корабль разбился, утонул в море.
И сказал Кинопс Иоанну:
– Теперь покажи, Иоанн, силу твою, чтобы мы поверили словам твоим: представь сыну отца его живым.
Иоанн отвечал:
– Не послал меня Христос мертвых извлекать из моря, но людей обольщенных поучать.
И сказал Кинопс всему народу:
– Хотя теперь поверьте мне, что Иоанн – льстец и обманывает вас; возьмите его и держите, пока я не приведу отроку отца его живым.
Они взяли Иоанна, а Кинопс распростер руки и ударил ими по воде. Когда послышался на море плеск, все испугались, а Кинопс стал невидим. И все закричали:
– Велик ты, Кинопс!
И внезапно вышел Кинопс из моря, держа, как сказал, отца отрока. Все удивились. И сказал Кинопс:
– Это ли отец твой?
– Да, господин, – отвечал отрок.
Тогда народ припал к ногам Кинопса и хотел убить Иоанна. Но Кинопс запретил им, говоря:
– Когда увидите больше этого, тогда пусть будет мучен он.
Затем, призвав другого человека, он сказал:
– Имел ли ты сына?
И ответил тот:
– Да, господин, имел, но некто по зависти убил его.
И тотчас воззвал Кинопс голосом, призывая по именам убийцу и убиенного, – и оба они предстали. И сказал Кинопс Иоанну:
– Удивляешься ли ты, Иоанн?
Святой Иоанн ответил:
– Нет, я этому не удивляюсь.
Кинопс сказал:
– Больше увидишь, и тогда будешь дивиться, и не умрешь, пока я не устрашу тебя знамениями.
И ответил Иоанн Кинопсу:
– Знамения твои скоро разрушатся.
Но народ, убежденный чудесами и знамениями Кинопса не поверил смиренному слову апостола.
Услышав такие слова, народ бросился на Иоанна и бил его до тех пор, пока не счел его мертвым. И сказал Кинопс народу:
– Оставьте его без погребения, пусть птицы растерзают его.
И они отошли от того места, радуясь с Кинопсом.
Оставим до времени продолжение этой истории. Обратим внимание на величие чудес и знамений колдуна. Обратим внимание на то, как легко был введен в заблуждение народ. Рассмотрим, как обманчиво слепое доверие к сверхъестественному. Кинопс был прямым слугой дьявола, но путем знамений легко успевал увлекать всех за собой к верной погибели. Увлекал, ибо народ находился в том же заблуждении, будто знамения – есть свидетельство истины.
В истории православной церкви есть еще одно описание подобных и еще более великих «чудес и знамений».
В царствование Декия жил в Антиохии некий философ и знаменитый волхвователь по имени Киприан, родом из Карфагена. Происходя от нечестивых родителей, он еще в детстве посвящен был ими на служение языческому богу Аполлону. Семи лет он был отдан чародеям для научения волхвованию и бесовской мудрости. По достижении десятилетнего возраста, он был послан родителями для приготовления к жреческому служению, на гору Олимп, которую язычники называли жилищем богов; там было бесчисленное множество идолов, в коих обитали бесы. На этой горе Киприан научился всем диавольским хитростям: он постиг различные бесовские превращения, научился изменять свойства воздуха, наводить ветры, производить гром и дождь, возмущать морские волны, причинять вред садам, виноградниками и полям, насылать болезни и язвы на людей, и, в общем, — научился пагубной мудрости и исполненной зла диавольской деятельности. Он видел там полчища бесов с князем тьмы во главе, которому одни предстояли, другие служили, иные восклицали, восхваляя своего князя, а иные были посылаемы в мир для совращения людей. Там видел он также в мнимых образах языческих богов и богинь, а равно различные призраки и привидения, вызыванию коих он учился в строгом сорокадневном посте; ел же он по захождении солнца, и то не хлеб и не какую-либо иную пищу, а дубовые желуди.
Видите ли, какой, кажется, силы достиг когда-то колдун Киприан, а в последующем священномученик? Видите ли, какие знамения совершал он? Кто не поверил бы чудесам его? Кто не поклонился бы ему из тех, кто так ищет чудес. Из тех, кто, чтобы уверовать, ищет знамения с небесе?
Кто они, искатели чудес? «Род лукавый и прелюбодейный», — отвечает Сам Господь. Почему, спросим мы? Потому что ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка, — отвечает сама воплощенная Истина! Какое строгое предостережение! Какое прямое обличение! И справедливо! Ибо что ждет всех тех, кто, отказываясь внимать словам Спасителя, все же надеется искать чудес, кто жаждет видеть знамения, замечать во время молитвы движение лампады или дуновение ветра, или лучи света, или ангелов, или пророческие сны, или хотят зреть иные проявления сверхъестественного? Всех их ждет дьявольская прелесть. Всех их ждет погибель.
Особо развилось стремление к чудесам в новообрядческой церкви. Стремление, все более теряющее черты православия и все более приобретающее признаки язычества. Мироточивые иконы, старцы и другие источники чудес в самой новообрядческой церкви вызывают опасения и стали предметом тщательных исследований, ибо достоверно сказать о причине возникновения того или иного чуда ничего не возможно, а вот последствия слепой веры разного рода проявлениям говорят сами за себя. Так новообрядцам некоторым «враг внушил мысль, что если они не сподобятся в сей жизни благодатных даров от Господа, то и не получат их в будущей жизни. Одному из таких враг показал лучи, исходящие от иконы, приказал ему открыть рот и глотать их как благодатные дары. Тот по неопытности сделал это и затем, повредившись, через неделю умер, не принимая пищи от страха. Другой усердно молился пред иконой. Лампадка закачалась. Он принял это за признак угодности его молитвы. Лишь только утвердился в этой мысли, тотчас упал в обморок, и затем обмороки эти стали с ним повторяться. Третьему явилась икона Богородицы, к которой он приложился, сделался бесноватым и скоро умер. Таковы последствия доверия своему мнению, мнимой своей святости и достоинству в собственных своих глазах [Духовная брань. О кознях врага спасения и как противостоять им. М., 1993. стр. 132-133]
Подобный случай заблуждения, превращающего христианина в язычника, далекого от исполнения заповедей, а лишь ищущего знамений и исцелений от икон при совершенном пренебрежении к собственной душе, поразительно обличается в житии Василия Блаженного.
Однажды Блаженный Василий взял камень и разбил образ Божией матери издревна почитавшийся чудотворным. Разъяренная толпа набросилась на Василия и начала бить его смертным боем. Тогда чудотворец сказал: «Соскребите красочный слой». Когда сняли слой краски, люди обнаружили, что под иконой Богородицы скрывается «дьявольская харя»…
Что есть чудо? Что есть знамение? И то, и другое непостижимо для нашего разума. И того, и другого запрещено желать нам Самим Господом. Итак, последуем же словам Спасителя. Последуем словам святых отцов православной церкви. И если мы считаем себя чадами истинной православной церкви, то какая нужда нам в чудесах, ибо чудеса предлагаются для неверных, а не для верующих (Святитель Иоанн Златоуст). Не будем искать их, не будем стремиться к ним, но обратимся всеми силами души к исполнению заповедей Божиих. Ибо что более свидетельствует об истинной вере? Знамения ли? Чудеса ли? Нет! Отвечает великое множество святых отцов православной церкви. То, что мы истинно веруем Богу, пусть будет явленным на основании наших добрых дел и соблюдении Божиих заповедей (Свт. Григорий Палама)
Исполнение заповедей евангельских и произрастающая из этого благочестивая жизнь – это и есть чудо. Исполнение заповедей являет человеку его немощи, его несовершенство, его неспособность исполнить закон Христов. Исполнением заповедей доказывается любовь к Богу.
Если любите Меня, заповеди Мои соблюдите (Иоанна, 14:15).
Имеющий заповеди Мои и соблюдающий их, тот и есть любящий Меня (Иоанна, 14:21).
Исполнением заповедей человек приобретает сердце сокрушенное. Исполнением заповедей человек приобретает смирение. Смирение – это истинное чудо нашего времени. Оно отвергает всякую славу, отвергает похвалу, радуется возможности послужить ближнему. Смирение, видение своих грехов рождает плачь о своей душе, рождает милость к ближним, стает неспособным к осуждению их, стает чуждым самохвальства и самодовольства. Смирение ищет уединения, любит молчание, жаждет покаяния. Как приобретается оно? Чудесами ли, знамениями, мироточивыми иконами, исцелениями? Наоборот! Смирение бежит от них, признает себя недостойным их.
В келии одного из монастырей новообрядческой церкви начали мироточить иконы и не только находящиеся в келии, но и те, которые приносили туда люди. Вскоре образовался поток верующих, желающих отдать свои домашние иконы «на мироточение». Вслушаемся в бесхитростный рассказ одной из прихожанок, Валентины: «Приложила иконочку к храмовой «Тихвинской». Но очень хотелось отдать икону в келью к матушкам Ларисе и Наталии на мироточение. Вместе со знакомой Александрой подошла к дверям кельи. А на дверях записка: «Мироточения нет». Когда же посмотрела на свою икону, увидела на ней 4 струи мира. Мне не верится. Да, вот Александра мне говорит: «Ты смотри, смотри… Слава Тебе, Господи!»». Этот рассказ сочувственно передает инокиня православной обители. Но насколько смиреннее, ближе к истинному богомыслию слова другой рабы Божией, Людмилы, которая, впервые узнав про массовые случаи чудес от икон, пишет: «Я смотрю на свою икону и ужасно боюсь, чтобы она не «заплакала». Если заплачет, значит, я сильно во грехе завязла» (Знамения от икон в конце ХХ века в России духовные итоги. А.М.Любомудров).
Все знамения и чудеса безполезны для тех, кто не приобрел смирения путем исполнения заповедей Божиих. Об этом позаботимся, на это употребим все наше старание, а от чудес никогда ничего не прибудет нам, равно как ничего не убудет и оттого, что мы не творим их, если только заботимся о всякой добродетели (Свт. Иоанн Златоуст). Ибо лишь для распространения веры среди жестокосердных язычников нужны были чудеса. Тогда полезно было им быть, а теперь полезно не быть (Свт. Иоанн Златоуст).
Чем же закончилось противостояние колдуна Кинопса?
Вскоре, после избиения Иоанна Богослова люди услыхали, что Иоанн учит на месте, где побивали камнями преступников. Кинопс призвал беса, при помощи которого чародействовал, и, придя на то место, сказал Иоанну:
– Я замышляю сделать тебе еще большее посрамление и стыд, для чего и оставил тебя в живых; приди на морской песчаный берег – там ты увидишь славу мою и устыдишься.
Сопровождали же его три беса, которых народ считал за людей, воскрешенных Кинопсом из мертвых. Сильно всплеснув руками своими, погрузился Кинопс в море и стал для всех невидим.
– Велик ты, Кинопс, – возопил народ, – и нет иного, больше тебя!
Иоанн же повелел бесам, которые стояли в образе человеческом, не отходить от него. И помолился он Господу, чтобы не был Кинопс живым и стало так; ибо море внезапно возмутилось и закипело волнами, и Кинопс уже не вышел из моря, но остался в глубине морской, как древний окаянный фараон. А бесам тем, которых народ считал за людей, воскресших из мертвых, Иоанн сказал:
– Во имя Исуса Христа распятого и в третий день воскресшего, уйдите с этого острова. И они тотчас исчезли.
Народ же сидел на песке, дожидаясь Кинопса три дня и три ночи; от голода, жажды и жара солнечного многие из них изнемогли и лежали безгласными, а трое из их детей умерло.
Так окончилась бесовская прелесть Кинопса, чарующая некогда умы людей своими чудесами, а ныне не оставившая после себя ничего кроме опустошения.
Великий волхв Киприан, владевший сверхъестественной силой, творивший чудеса и знамения, вскоре был побежден простой девицей Иустинией. Девицей, не сотворившей совершенно никакого чуда, кроме благочестивой жизни с молитвой.
И действительно праведная жизнь наша для многих бывает убедительнее знамений. Люди бесстыдные и злые могут взирать на знамения с мыслями коварными; а чистая жизнь может с великою силою заградить уста самого диавола (Свт. Иоанн Златоуст).
Что ж до мироточивых икон, знамений, явлений и различных чудес, происходящих в новообрядческой церкви, не стоит смущаться, ибо природа их, причина и последствие до конца не известны. К слову скажем, все это происходит и в старообрядческой церкви, но только всему этому, слава Богу, не придается особого значения, что в точности соответствует учению святых отцов православной церкви.
Многие совершали силы, воскрешали мертвых, трудились в обращении заблудших и творили великие чудеса, руками их многие приведены были к Богопознанию и после всего этого сами, оживотворявшие других, впали в мерзкие и гнусные страсти, умертвили самих себя и для многих сделались соблазном, когда явны стали деяния их, потому что были еще в душевном недуге и не заботились о здравии душ своих, но пустились в море мира сего исцелять души других, будучи еще сами немощными, и, утратили для душ своих надежду на Бога… (Прп. Исаак Сирин)
Редакция «ВСП»