Отчаяние
Возлюбленные о Христе братия и сестры и дорогие читатели.
Это убогое слово мы обращаем к тем, кому попущена промыслом Божиим брань с укоренившейся страстью или страстями. В наше время, по причине неведения закона Божия, люди, не только не познавшие истинной веры, но и наши братия и сестры по вере, отошедшие от церкви впадают, на первый взгляд, в безобидные грехи, не подозревая о тех последствиях, к которым они ведут и так проводят жизнь. Однако, когда Милосердие Божие коснется сердца их, и возвратятся они в церковь, чтобы начать жить праведно с Богом, тогда обнаруживается, что греховные наклонности их, в которых пребывали они, укоренились настолько, что стали способны и против воли обладать их несчастной душой. Тогда предстоит человеку упорный труд в искоренении страстей и борьбе с ними. Борьба эта, зачастую, будет сопровождаться чередой падений, хотя и будет казаться человеку, что вот он раз и на всегда по воле своей сможет отстать от греха. Увы, он не сможет этого сделать, если промыслом Божиим будет попущено ему падать, дабы понял человек кто он и смирился. Дабы узрел немощь свою и неспособность к добродетели.
В эти-то времена падения приступает к человеку дух отчаяния. Твердо решивший не грешить, но вновь и вновь принужденный привычкой, человек пленяется и согрешает. После падения наступает мучительное раскаивание в соделанном, сокрушение духа и презрение самого себя. В это время приступает к человеку дух отчаяния, представляя Господа немилосердным судьей, отвергающим и отвращающимся от согрешившего. Злой демон отчаяния наставляет человека оставить начатое по причине безуспешности дела, пытается отвернуть от молитвы, влагает мысли раз и навсегда предаться порокам и уверяет, что молитвы бесполезны и Бог не слышит их. В эти тяжелые минуты человеку нужен помощник – духовный отец. Нужна частая исповедь. Нужна помощь в покаянии, рука, не дающая низринуться в ров отчаяния и восставляющая вновь и вновь на тот же спасительный путь.
Возлюбленные о Христе братия и сестры и дорогие читатели, подвижники, вставшие на путь борьбы с духами злобы, воины, уязвленные вражескими войсками демонов, но не сдавшиеся в руки безнадежности, пишем Вам наше убогое слово, мы, грешные, подвизающиеся с вами на одном поприще и уязвляемые нашими общими врагами. Пишем несколько строк к общей пользе нашей. Пишем то, что обрели мы, как некий драгоценный бисер среди поля брани в минуты затишья, дабы словом не нашим, но святых отцов наших, утешить всех нас и да сбудется на нас слово пророка, сказавшего: «Брáтъ от брáта помогáемь, я́ко грáдъ твéрдъ и высóкъ, укрѣпля́ется же я́коже основáное цáрство» (Притч.18:19).
Итак, возлюбленные о Христе братия и сестры и дорогие читатели узнаем, что прежде падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения жестоким (Преподобный Иоанн Лествичник). А по сему нисколько не будем внимать уговорам их и всеми силами удерживаться от греха, однако, если мы пали, то прежде всего против этого беса да ополчимся; ибо он, представ во время молитвы нашей и воспоминая нам прежнее наше дерзновение к Богу, хочет отторгнуть нас от молитвы (Преподобный Иоанн Лествичник). И чтобы еще более укрепиться нам в противостоянии отчаянию послушаем, возлюбленные, что пишут и говорят нам святые отцы, препобедившие мужественно козни бесовские и победоносно прошедшие поле брани, сокрушившие главу змиеву и получившие венцы нетления.
Не ужасайся, — говорит преподобный Иоанн, списатель Лествицы, — если и каждый день падаешь, и не отступай от пути Божия, но стой мужественно; и без сомнения Ангел, который хранит тебя, почтит твое терпение.
«Нет ничего равного милости Божией; нет ничего больше ее. Посему отчаявающийся сам себя губит. Признак прилежного покаяния заключается в том, что человек почитает себя достойным всех случающихся ему видимых и невидимых скорбей, и еще больших. Моисей, после того, как видел Бога в купине, снова возвратился в Египет, или в омрачение к деланию кирпичей, может быть, мысленного Фараона; но потом он опять восшел к купине, и не только к купине, но и на гору Боговидения. Кто понимает сию притчу, тот никогда не отчается. В нищету пришел великий Иов, но потом опять вдвойне обогатился.
…Он приемлет и тех, которые и после многого нерадения хотят исправиться.
Ангелам, <…> свойственно не падать и даже, как некоторые говорят, совсем невозможно пасть; людям же свойственно падать и скоро восставать от падения, сколько бы раз это ни случилось; а только бесам свойственно, падши, никогда не восставать.» (Преподобный Иоанн Лествичник)
Хорошо сказал преподобный Иоанн, но отчаяние все еще обладает нами и не рассеялся мрак наш. Что же, тогда продолжим слово наше, или вернее сказать, отцов наших и послушаем что говорит нам, побежденным дьяволом, изъязвленным грехом и стоящим на краю отчаяния священномученик Петр Дамаскин, сподобившийся от Господа пролития крови своей за имя Христово.
«Однако не должно нам отчаиваться, если мы не таковы, какими должны быть. Худо это, что ты согрешил, человек; но зачем же ты оскорбляешь Бога и, по неразумию твоему, считаешь Его несильным? Ужели не может спасти души твоей Сотворивший такой, как ты видишь, мир ради тебя? Если же говоришь, что это послужит тебе на большее осуждение, как и снисхождение Его, то покайся, и Он примет покаяние твое, как – блудного сына и блудницы. Если же и этого не можешь, но по привычке согрешаешь, в чем бы и не хотел, имей смирение, как мытарь (Лк. 18, 13), и довольно будет тебе для спасения. Ибо согрешающий нераскаянно, но не отчаивающийся, по необходимости считает себя ниже всей твари и не осмеливается осудить или укорить какого-либо человека. Но более удивляется человеколюбию Божию, бывает благоразумным в отношении к Благодетелю и может иметь много иного добра. Хотя он и послушал диавола, при согрешении, но опять, по страху Божию, ослушивается врага, побуждающего его к отчаянию, и потому он – часть Божия, имея благоразумие, благодарение, терпение, страх Божий, неосуждение других, чтобы и самому не быть осужденным, что всячески необходимо.
Пал ли ты, восстань. И опять пал, восстань; только не оставляй Врача, чтобы чрез отчаяние не подпасть осуждению худшему — самоубийцы. Но пребывай при Нем, и Он окажет тебе милость или обращением, или искушениями, или другими действиями Промысла, без твоего ведома.
Итак, хорошо не падать, или падать и восставать; если же случится пасть, хорошо не отчаиваться, и не отчуждать себя от человеколюбия Владыки.»
Но мы спросим, как же восстать нам лежащим на земле чуждей греха? Как встать на ноги, когда не можем мы подняться и на одно колено? Как положить начало прошедшим путь покаяния и только что отброшенным назад? Ответ один: не отчаиваться! Но поступить по слову преподобного отца нашего Ефрема Сирина, наставляющего нас словами: «на бране, на ней же уязвен был еси, на той же возмози прияти победу. На месте идеже прежде украдено бысть сокровище, на том возмози паки сего сокрвище собрати.
Ибо яко уже прежде рехом, аще стрела тя уязвит лукаваго врага, весь не падися нечаянием, но еликожды побежден будеши, не пребывай в побеждении, но абие востав победися ко врагу, готов бо есть твой Подвигодавец дати тебе десную руку, якоже воздвигнути тя хотя от падения твоего. Егда же убо ты первее воздвигнеши десницу твою, и Сам Свою десницу тебе подаст, якоже тя воставити. Всяко тщание есть нечистаго врага, яко да в нечаяние тя приведет егда согрешиши. Ты же убо любимиче не повинися ему, но аще и седмижды падешися на день, то убо востани, и покаянием умоли Бога.
Соблазнил ли ся, воспряни. Пал ли ся еси востани. Молися мил ся дей. Припади, прослезися. Проси и ищи. Приемли покорение. Даждь покаяние.
Итак, что же? Отчаиваться ли мне в своем спасении? Ни мало. Ибо сего только и домагается противник. Как скоро доводит он кого до отчаяния, тотчас низлагает его. И мы убо братие не отчаемся спасения нашего. Согрешихом ли, то покаемся. Тмами ли согрешихом, тмами и покаемся. О всяком бо деле блазе радуется Бог, паче же о кающейся души, к той бо весь прекланяется.»
Преподобный Нил Синайский: «Вознерадев несколько, впал ты в грех и помрачил славу целомудрия. Но, вскоре отрезвившись и, как надлежало, переменившись, признал справедливым возвратиться в прежнее состояние, не допустив до себя пагубного отчаяния, какое внушал тебе диавол. Ибо он и ко греху побуждает, он же и по содеянии греха ввергает согрешившего в отчаяние. Посему согрешить — дело человеческое, отчаяться же — сатанинское и всегубительное; почему и сам диавол отчаянием низринут в таковую погибель, не захотев покаяться. Но мужайся, соберись с силами, «да крепится сердце твое» (Пс.26, 14), поддерживаемое добрыми надеждами. Ибо уверены мы, что теперь приложишь гораздо больший труд, прежнее поражение загладишь последующим старанием, и будешь увенчан, победив позавидовавшего тебе сопротивника. И увидим, что ты, «вместо крапивы и мелкого драчия», стал высоким, негниющим и благовонным «кипарисом» (Ис.55,13), или плодовитою пальмою, жалами воздержания и злострадания, сладостного для поспешающих к покаянию, поражая поразившего тебя грехом диавола. Ибо добровольная скорбь, произвольная болезнь и многотрудность доброго злострадания гораздо сладостнее и дороже невольного покоя и наслаждения. Посему будет «слава» мысленного «храма» твоего «последняя паче первыя» (Апок.2, 10), и наследуешь ты «престол славы» (1Цар.2, 8), как говорzт Пророки. (Диакону Ксенофонту)
И преподоный Антоний Великий наставляет нас:
«Борющийся с страстями и желающий быть увенчанным от Бога, если падет, да не малодушествует и не остается в падении сем, отчаиваясь в себе, но, восстав, опять пусть борется и заботится получить венец, до последнего издыхания восставая от случающихся падений. Телесные труды суть орудия добродетелей и спасительны для души.»
А за ним и Макарий Великий увещает нас:
«Господь милосердует и долготерпит, ожидая нашего обращения, и если грешим, переносит это в чаянии нашего покаяния, и если падем, не стыдится принимать нас снова, как сказал Пророк: еда падаяй не востает? Или отвращайся, не обратится (Иерем. 8, 4)?»
Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк:
«Если человек будет поруган демонами и, познав сие, скажет: «Владыко Господи! Я был поруган врагом, прости меня», — то Господь и простит его, ибо Он Милостив. Знай же и то, возлюбленный мой, что Бог никому не попускает искуситься более, чем он может понести (см. 1 Кор. 10, 13).
Если же враг будет упорствовать вести с нами брань, думая своим бесстыдством уловить и низложить нас, то не будем ослабевать, чтобы он не увлек нас в свои сети. Но из первого случая извлечем себе урок и так далее; сказано: семь раз упадет праведник, и встанет (Притч. 24, 16). А то, что он восстанет, — значит, что он подвизается; подвизающийся же бывает таким (то есть падает, но и восстает), пока конец не покажет, каков он будет.»
И конечно же, великий учитель церкви, учитель покаяния святитель Иоанн Златоуст все тоже возвещает нам своими златыми устами:
«Если каждый день согрешаешь, каждый день кайся. Подобно тому, как в обветшавших домах, когда они сгниют, мы удаляем сгнившие части, заменяем новыми, никогда не оставляем подобных забот, так точно ты, если обветшал от греха, обновляй себя покаянием. Не говори мне: я совершил много великих грехов, как я могу спастись? Ты не можешь. Владыка твой может, и так изглаждает грехи, что не остается даже следа их. …Тех, кем не овладел еще порок, увещаю не поддаваться ему, — потому что легче остерегаться от впадения в порок, нежели после впадения освободиться от него, — а тем, кто уже пленен и сокрушен, возвещаю полную надежду на спасение, если только они пожелают поспешить обратиться к покаянию. Не то бедственно, чтобы сражаясь получить рану, но то, чтобы после поражения отчаиваться и не заботиться о ране. Ни один купец, подвергшись однажды кораблекрушению и потеряв груз, не оставляет мореплавания, но опять переплывает море и обширные бездны и вновь приобретает прежнее богатство. И борцов мы часто видим увенчиваемыми после многократных падений, также и воин, много раз обращавшийся в бегство, наконец оказывается героем и побеждает врагов. Не отчаивайся в перемене на лучшее. Если диавол был силен настолько, что низринул тебя с вершины и высоты добродетели до крайностей порока, то гораздо более силен будет Бог опят возвести тебя в прежнюю свободу, и сделать не только таким же, но и гораздо блаженнейшим прежнего. Ибо многие, и ныне и во времена наших предков, уклонившись от прямого положения и свергнувшись с тесного пути, опять восстали настолько, что последующим покрыли прежнее, получили награду, украсились венцом, прославлены с победителями и причислены к лику святых. Не говори мне, что так бывает лишь с невеликими грешниками; нет, пусть даже человек будет исполнен всякого порока и сделает все, что затворяет для него вход в Царствие, и притом не из неверных от начала, но из верных и благоугождавших прежде Богу, пусть такой сделается впоследствии блудником, прелюбодеем, сластолюбцем, хищником, пьяницею, мужеложником, сквернословцем и т. п. – и такого я не похвалю, если он будет отчаиваться в себе, хотя бы он он до самой глубокой старости провел такую несказанно порочную жизнь.
Когда начнешь исправлять худую привычку, то хотя бы однажды, хотя бы дважды, хотя бы трижды, хотя бы двадцать раз преступил закон, не отчаивайся; но опять восставай, примись за тот же труд и непременно останешься победителем.
Ты согрешил и поплакал? Этим ты загладил грех; потому что (написано): глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися (Ис. 43, 26). Лишь бы ты печалился и скорбел; эта скорбь ведет ко спасению не по своему свойству, но по человеколюбию Владыки.
Согрешил? войди в церковь и изгладь грех свой (покаянием). Сколько раз ни упадешь на торжище, всякой раз встаешь: так и сколько раз ни согрешишь, спеши покаяться, не допускай отчаяния. Еще согрешишь, еще покайся; не опускайся и не отпадай от надежды получения предлежащих нам благ. Хоть ты уже старик, и согрешил, — иди в церковь, и покайся. Здесь врачебница, а не судилище; здесь не муки за грехи налагают, а дают отпущение грехов. Богу единому скажи грех свой: «Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих» (Пс.50, 8), и оставится тебе грех твой.»
«Итак, никто, пребывающий в пороке, пусть не отчаивается; никто, пребывающий в добродетели, пусть не предается сну. Пусть не полагается слишком на себя ни этот последний, потому что часто и блудница может опередить его, ни первый пусть не отчаивается, потому что он может превзойти и совершенных.
Мы имеем человеколюбивого, кроткого и попечительного Владыку, Который, зная немощь нашей природы, когда мы, по беспечности преткнувшись, впадем в какой-нибудь грех, требует от нас только того, чтобы мы не отчаивались, но отстали от греха и поспешили к исповеданию. И если мы сделаем это, Он обещает нам скорое помилование; ибо сам Он говорит: еда падаяй не востает; или отвращаяйся не обратится (Иер. 8, 4)?»
Итак, возлюбленные о Христе братия и сестры и дорогие читатели, имея наставления святых отцов, прогоним далеко от себя дух отчаяния и встанем вновь на путь исправления. Встанем на путь добродетельной и благочестивой жизни, возложив надежду на Милосердного и Всеблагого Господа нашего Исуса Христа, по слову сказавшего: «Открый ко Господу путь твой, и уповай на Него, и Той сотворит: изведет, яко свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне» (Пс.36:5-6).
Чего и желаем всем Вам, возлюбленные о Христе братия и сестры и дорогие читатели.
Редакция «ВСП»